Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 апреля 2008 г. N А56-19619/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Афанасьева С.В. и Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 15.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 по делу N А56-19619/2007 (судья Несмиян С.И.),
установил:
Государственное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Браво Интернешнл" (далее - Общество) о взыскании 8 712 руб. 33 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края общего пользования, находящимся в государственной собственности Краснодарского края.
Решением суда от 25.10.2007 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указал, что судом при вынесении решения не учтено, что Краснодарский край как юридическое лицо имеет в собственности автомобильные дороги (недвижимое имущество) и принимает меры к сохранности этого имущества, устанавливая режим использования имущества - ограничения в весовых параметрах грузов, перевозимых транспортными средствами, во избежание преждевременного износа автомобильных дорог.
Податель жалобы считает, что суд безосновательно квалифицировал отношения сторон по взиманию платы за провоз тяжеловесных грузов как административные правоотношения. По его мнению, спорные правоотношения сторон относятся к гражданско-правовым, так как по сути своей являются отношениями по урегулированию порядка осуществления Краснодарским краем права собственности.
Учреждение указало, что в соответствии с пунктом 1.2 Устава оно является органом государственного управления автомобильными дорогами регионального значения (автомобильными дорогами общего пользования, находящимися в государственной собственности Краснодарского края) и согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет "контроль за перевозкой тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях, компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участники арбитражного процесса о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.07.2004 на пункте весового контроля N 3, расположенном на 208+700 километре автодороги Темрюк-Краснодар-Кропоткин, инспектором СПВК N 3 Комаровой Е.И. было выявлено нарушение водителем Шадуриным А.В., управлявшим принадлежащим ответчику автомобилем МАЗ-754323, государственный регистрационный номер В 623 ОВ 78, установленного в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.1996 за N 1146, далее - Инструкция по перевозке тяжеловесных грузов) порядка перевозки тяжеловесного груза (пива) по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края. Согласно составленному по данному факту акту от 01.07.2004 N 005318 нарушение выразилось в превышении допустимой массы автопоезда, составляющей 38 т, над его фактической массой, установленной в ходе взвешивания на отметке 38,85 т.
Аналогичное нарушение порядка перевозки тяжеловесного груза на указанном выше пункте весового контроля было выявлено также 23.07.2004, по факту которого инспектор СПВК N 3 Бугриёва А.Н. составила акт N 005528 о превышении на 1,45 т допустимой массы того же автопоезда, которым в этот раз управлял водитель Ширин А.Н.
Исходя из данных выявленных нарушений, Учреждение на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 07.07.2003 N 652 "Об утверждении ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся' в государственной собственности Краснодарского края" (далее - Постановление N 652) и являющегося приложением 3 к названному постановлению Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, произвело расчет нанесенного в результате нарушений установленных требований ущерба и пришло к выводу, что в совокупности по актам N 005318 и 005528 данный ущерб составляет 8 712 руб. 33 коп.
Полагая, что указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в качестве платы за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов, в добровольном возмещении которой Обществом было отказано, Учреждение обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал Учреждению в иске, указав на недоказаность требований по праву и размеру. По мнению суда, истцом была дана неправильная квалификация отношений по компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными транспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, в качестве гражданско-правовой .ответственности за неисполнение гражданско-правового обязательства, возникшего из актов государственных органов и органов местного самоуправления. Расценив Постановление N 652 в качестве административно-правового акта, за нарушение которого может применяться только административно-правовая ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции указал, что административное право не подлежит защите гражданско-правовыми средствами.
Кассационная инстанция считает выводы суда первой инстанции ошибочными и сделанными на основании неправильного применения норм материального права.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 . N1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по. согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 N 22-П признал указанные подзаконные нормативные акты не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам утверждены Министерством транспорта Российской Федерации в Положении о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам.
В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" и Инструкции по перевозке тяжеловесных грузов, а также упорядочения деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, глава администрации Краснодарского края Постановлением N 652 утвердил ставки платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края. Организация контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов при проезде транспортных средств по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, возложена -на Учреждение.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что взимание платы за провоз тяжеловесного груза является мерой административного воздействия, предусмотренной статьей 12.21 КоАП РФ, и что право на рассмотрение данной категории дел об административных правонарушениях предоставлено органам внутренних дел, кассационная инстанция считает необоснованными, решение -подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит проверить фактические обстоятельства дела, в том числе связанные с размером провозной платы, установленной Постановлением N 652 и порядком зачисления средств, полученных от взимания платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации, оценить эти обстоятельства и с учетом установленного принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 по делу N А56-19619/2007 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
|
Н.В. Марьянкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2008 г. N А56-19619/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника