Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарамовича Бориса Александровича к Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании ветераном боевых действий
по кассационной жалобе Тарамовича Бориса Александровича на решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 09 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, выслушав истца Тарамовича Б.А, представителя ответчика и третьего лица по доверенности Кольченко А.А. судебная коллегия
установила:
Тарамович Б.А. обратился в Первомайский районный суд города Краснодара с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Краснодарского края", в котором просил:
- признать незаконным заключение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий об отказе в выдаче Тарамовичу Б.А. удостоверения ветерана боевых действий;
- признать Тарамовича Б.А. ветераном боевых действий.
Определением Первомайского районного суда города Краснодара от 21 октября 2019 года административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд города Краснодара.
Определением Ленинского районного суда города Краснодара от 29 января 2020 года из числа административных ответчиков исключено и привлечено в качестве заинтересованного лица Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Краснодарского края", в качестве административного ответчика привлечена комиссия Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Определением Ленинского районного суда города Краснодара от 02 марта 2020 года произведен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства и гражданское дело передано для рассмотрении по подсудности в Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 21 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований Тарамовича Б.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 09 декабря 2021 года по решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 21 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Тарамович Б.А. просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Тарамович Б.А. указывает, что он в период с 04 июня 1988 года по 04 марта 1989 года, находился на должности начальника контрольно-регулировочной станции проходил военную службу на корабле, который участвовал в обеспечении контрольно-разведывательного поиска в районе боевого траления, в период с 20 мая 1988 года по 06 апреля 1989 года в районе Персидского залива и Индийского океана, в том числе на территории Эфиопии (о. Дохлак) в период ведения гражданской войны. Военный корабль, который участвовал в обеспечении контрольно-разведывательного поиска в районе боевого траления, в спорный период времени являлся участником боевых действий, однако, истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Полагает ошибочными выводы судов относительно отсутствия доказательств личного участия истца в боевых действиях. Обращает внимание, что суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, положения нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии у истца реального боевого опыта (участие в боевых действиях). В нарушение норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий, судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российский Федерации, не получили, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска являются неправомерными.
В судебном заседании истец Тарамович Б.А. доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель ответчика и третьего лица по доверенности Кольченко А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 19 ноября 1970 года по 30 июня 1997 года Тарамович Б.А. проходил военную службу, уволен с действительной военной службы в запас по достижению предельного возраста и истечению срока военной службы приказом командующего Кольской флотилией Краснознаменного Северного флота по личному составу от 04 июня 1997 года N.
В период с 04 июня 1988 года по 04 марта 1989 года Тарамович Б.А. значился в должности начальника контрольно-регулировочной станции и согласно историческому журналу войсковой части 31109 (плавучая база подводных лодок "Иван Колышкин" Кольской флотилии Краснознаменного Северного флота), проходил службу на корабле, участвующем в обеспечении контрольно-разведательного поиска в районе боевого траления в период с 20 мая 1988 года по 06 апрель 1989 года в районе Персидского залива и Индийского океана, в том числе на территории Эфиопии (о. Дохлак) в период ведения гражданской войны с 30 мая 1988 года по 02 июня 1988 года, с 07 марта 1989 года по 08 марта 1989 года.
26 ноября 2018 года Комиссия южного военного округа по рассмотрению вращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий отказала Тарамовичу Б.А. в выдаче удостоверения ветерана боевых действий (протокол N 2.13 от 26 ноября 2018 года) в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям абзаца 6 пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, а именно: отсутствуют документы, подтверждающие непосредственное участие Тарамовича Б.А. в боевых действиях в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года; документы, подтверждающие получение Тарамовичем Б.А. в связи с участием в боевых действиях ранения, контузии или увечья; в копии наградного листа отсутствуют сведения о непосредственном участии Тарамовича Б.А. в боевых действиях в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Тарамовича Б.А, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N2288, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N763, исходил из того, что факт участия истца в составе экипажа плавучей базы подводных лодок "Иван Колышкин" в боевых действиях в районе Персидского залива и Индийского океана, в том числе на территории Эфиопии (о. Дохлак) в период боевых действий с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года не подтвержден надлежащими доказательствами.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения, с соблюдением процессуального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
При этом законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд требований, при соблюдении которых гражданин может приобрести статус ветерана боевых действий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Как следует из раздела III Приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к указанному перечню отнесены, в том числе лица боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595 (далее - Порядок), предусматривающий представление ряда документов, необходимых для получения удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом 8 Приложения к Порядку предусмотрено, что вместе с заявлением (о выдаче удостоверения ветерана боевых действий) предоставляются, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") и наличие документов подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
Таким образом, законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения следующих условий: фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также изданными во исполнение данного Постановления ведомственными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной Инструкции основанием для выдачи удостоверений является документально подтвержденный факт выполнения лицами, указанными в пункте 1 настоящей Инструкции, задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций, а также факт выполнения ими правительственных боевых заданий.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы (выписки из приказов), записи в военных билетах (для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву), архивные справки (справки), записи в послужных списках личных дел, записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, а при необходимости - документы о полученном ранении (контузии, увечье) и наградные документы, иные документы.
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия Тарамовича С.Б. в боевых действиях в период с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года в Эфиопии им представлены в суд архивная справка войсковой части 36070 от 10 сентября 2013 года N614 и сведения о награждении медалью Ушакова.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что документы о привлечении экипажа плавучей базы подводных лодок "Иван Колышкин" на боевой службе в районе Персидского залива и Индийского океана и участии в обеспечении контрольно-разведывательного поиска в районе боевого траления, не свидетельствуют об участии экипажа, в том числе Тарамовича Б.А. в боевых действиях.
Таким образом, факт участия истца в боевых действиях не подтвержден надлежащими доказательствами.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения и апелляционного постановления судами не допущено.
Доводы заявителя о том, что собранные им доказательства подтверждают обоснованность заявленных им требований, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, выданных органами военного управления, в материалах гражданского дела не имеется, факт участия военнослужащего в боевых действиях судами не установлен, оснований для отмены судебных постановлений судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 09 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тарамовича Бориса Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.