Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казьминой Е.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в трудовой стаж, назначить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Казьминой Е.А, поступившей с делом 18 августа 2022 г, на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Казьмина Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области (далее - ОПФР по Волгоградской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению спорных периодов в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 9 июня 2021 г. обратилась с заявлением в государственное учреждение Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области N 2 (далее - Центр ПФР N 2) о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением Центра ПФР N 2 от 23 июня 2021 г. Казьминой Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по причинам отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости; не достижения срока назначения страховой пенсии по старости.
Из специального стажа истца указанным решением исключены периоды трудовой деятельности в должности фельдшера - лаборанта клинико- диагностической лаборатории клинической больницы N 3 ФГУ "Южный окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" России с 19 января 2004 г. по 19 февраля 2004 г. (00-01-01), так как в данных индивидуального лицевого счета (далее ИЛС) отсутствует код особых условий труда; с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. (01-00-01) в клинической больнице N 3 ФГУ "Южный окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" России, так как в данных ИЛС отсутствует код особых условий труда, в поименных списках 2007 г. застрахованное лицо не значится; с 1 марта 2019 г. по 12 апреля 2020 г, с 1 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г, с 1 февраля 2021 г. по 14 февраля 2021 г, с 1 июня 2021 г. по 8 июня 2021 г. в должности фельдшера - лаборанта в ООО "Диалайн Лаборатория"- в связи с невыполнением условия нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы (работа на 0, 5 ставки); с 1 ноября 2012 г. по 23 июня 2013 г, 27 июня 2013 г, 30 июня 2013 г, с 1 июля 2013 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО "Диалайн" в той же должности, так как данное учреждение не предусмотрено списком должностей и учреждений в соответствии с Постановлением N 781, сведениями ИЛС застрахованного лица не подтверждается специальный стаж и работа на полную ставку; с 1 октября 2013 г. по 11 сентября 2016 г, с 13 сентября 2016 г. по 31 декабря 2020 г. в ООО "Диалайн Лаборатория", так как данное учреждение не предусмотрено списком должностей и учреждений в соответствии с Постановлением N781, а также сведениями ИЛС застрахованного лица не подтверждается работа в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение на полную ставку.
Считает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа периоды ее трудовой деятельности в должности фельдшера; просила признать решение ОПФР по Волгоградской области от 23 июня 2021 г. незаконным; возложить на ответчика обязанность включить спорные периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 9 июня 2021 г.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 21 февраля 2022 г. исковые требования Казьминой Е.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного Фонда РФ в Волгоградской области N 2 от 23 июня 2021 г. N 309263/21 в части отказа во включении в спорный период работы истца:
- с 19 января 2004 г. по 19 февраля 2004 г. (00-01-01) - в клинической больнице N 3 ФГУ "Южный окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" России;
- с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. (01-00-01) в клинической больнице N 3 ФГУ "Южный окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" России;
возложена обязанность на Отделение пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области включить в специальный стаж работы истца следующий период:
- с 19 января 2004 г. по 19 февраля 2004 г. (00-01-01) - в клинической больнице N 3 ФГУ "Южный окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" России;
в удовлетворении остальной части иска Казьминой Е.А. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения незаконным, включении спорных периодов в стаж работы, назначении досрочной страховой пенсии - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 июня 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что в период с 10 ноября 2012 г. по настоящее время работает в должности фельдшера-лаборанта в ООО "Диалайн", которое является медицинской организацией, действует на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности. Действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В законе N 400-ФЗ и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. Более того, требование осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях было исключено из пенсионного законодательства еще Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N319-ФЗ. Ссылаясь на пункт 11 статьи 2 Федерального закона N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в постановлении от 3 июня 2004 г. N11-П, полагает, что понятием "учреждение здравоохранения" в законе N323-ФЗ охватывается в том числе субъект частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы, соответственно, стаж работы в ООО "Диалайн" подлежит включению в специальный страховой стаж истца.
Истец Казьмина Е.А, ответчик ОПФР по Волгоградской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 9 июня 2021 г. истец обратилась в Центр ПФР N 2 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением Центра ПФР N 2 от 23 июня 2021 г. Казьминой Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по причинам отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости, не достижения срока назначения страховой пенсии по старости.
Вышеуказанным решением в специальный стаж не засчитаны периоды трудовой деятельности истца в должности фельдшера - лаборанта клинико- диагностической лаборатории клинической больницы N 3 ФГУ "Южный окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" России с 19 января 2004 г. по 19 февраля 2004 г. (00-01-01), так как в данных ИЛС отсутствует код особых условий труда; с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. (01-00-01) в клинической больнице N 3 ФГУ "Южный окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" России, так как в данных ИЛС отсутствует код особых условий труда, в поименных списках 2007 г. застрахованное лицо не значится; с 1 марта 2019 г. по 12 апреля 2020 г, с 1 декабря 2020 г. по 14 декабря 2020 г, с 1 февраля 2021 г. по 14 февраля 2021 г, с 1 июня 2021 г. по 8 июня 2021 г. в должности фельдшера - лаборанта в ООО "Диалайн Лаборатория"- в связи с невыполнением условия нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы (работа на 0, 5 ставки); с 1 ноября 2012 г. по 23 июня 2013 г, 27 июня 2013 г, 30 июня 2013 г, с 1 июля 2013 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО "Диалайн" в той же должности, так как данное учреждение не предусмотрено списком должностей и учреждений в соответствии с Постановлением N 781, сведениями ИЛС застрахованного лица не подтверждается специальный стаж и работа на полную ставку; с 1 октября 2013 г. по 11 сентября 2016 г, с 13 сентября 2016 г. по 31 декабря 2020 г. в ООО "Диалайн Лаборатория", так как данное учреждение не предусмотрено списком должностей и учреждений в соответствии с Постановлением N781, а также сведениями ИЛС застрахованного лица не подтверждается работа в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение на полную ставку.
Разрешая спор и признавая решение пенсионного органа от 23 июня 2021г. незаконным в части отказа во включении периодов работы истца с 19 января 2004 г. по 19 февраля 2004 г. и с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в клинической больнице N 3 ФГУ "Южный окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" России, суд исходил из того, что работа истца в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, подтверждается справкой работодателя, уточняющей особый характер работы и условия труда истца, а также сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица, пришел к выводу о том, что данные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истца.
Решение суда в данной части лицами, участвующими в деле, не обжаловалось.
Разрешая исковые требования об обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 1 ноября 2012 г. по 23 июня 2013 г, 27 июня 2013 г, 30 июня 2013 г, с 1 июля 2013 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО "Диалайн" и периодов работы в ООО "Диалайн Лаборатория" с 1 октября 2013г. по 11 сентября 2016г, с 13 сентября 2016 г. по 8 июня 2021 г, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат, поскольку Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 общества с ограниченной ответственностью не отнесены к учреждениям здравоохранения.
С данным выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее ? Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N 464 конкретно не приведён перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N 395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменный доказательства в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску Казьминой Е.А. положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, учел в полном объеме, применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Казьминой Е.А.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 1 ноября 2012 г. по 29 октября 2013 г. истец работала в клинико-диагностической лаборатории ООО "Диалайн" в должности фельдшера - лаборанта, с 1 ноября 2013 г. по настоящее время - в той же должности в ООО "Диалайн Лаборатория"
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (с учетом норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 г.), период работы с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. засчитывается в соответствии со списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464.
Пункт 1 Списка N464 предусматривает назначение пенсии врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждениях.
В период с 1 января 2002 г. действует постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости", в пункте 5(а) которого указано, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - учитывается как 1, 3, все остальные пункт 6 на общих основаниях.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основанием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ является занятость в тех организациях, которые имеют организационно-правовую форму "учреждение", осуществляют в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность и имеют наименование, предусмотренное Списком N 781, N1066.
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных организациях (учреждениях (структурных подразделениях)), а не только с определенным видом деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью "Диалайн" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, действующей с целью извлечения прибыли, а не учреждением, как это предусмотрено пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ.
Учитывая, что трудовая деятельность осуществлялась истцом в ООО "Диалайн", ООО "Диалайн Лаборатория", то есть в организациях, не поименованных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 и не являющихся учреждениями здравоохранения, суд обоснованно пришел к выводу об отказе во включении в специальный стаж истца периодов работы: с 1 ноября 2012 г. по 23 июня 2013 г, 27 июня 2013 г, 30 июня 2013 г, с 1 июля 2013 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО "Диалайн" и периодов работы в ООО "Диалайн Лаборатория" с 1 октября 2013 г. по 11 сентября 2016г, с 13 сентября 2016 г. по 8 июня 2021 г.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что справка, выданная работодателем, не содержит сведений о работе истца в спорные периоды в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; согласно карте N 832-18-38 специальной оценки условий труда от 14 октября 2020 г. в должности фельдшера лаборанта, право на досрочное назначение пенсии у истца отсутствует.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что в отношении периодов работы с 1 ноября 2012 г. по 23 июня 2013 г, 27 июня 2013 г, 30 июня 2013 г, с 1 июля 2013 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО "Диалайн", с 1 октября 2013 г. по 11 сентября 2016 г, с 13 сентября 2016 г. по 31 декабря 2020 г, с 1 февраля 2021 г. по 14 февраля 2021 г, с 1 июня 2021 г. по 8 июня 2021 г. в ООО "Диалайн Лаборатория", отсутствует код льготных условий труда; сведения о трудовом стаже истца предоставлялись работодателем общим, а не специальным стажем.
В установленном законом порядке достоверность представленных работодателем сведений персонифицированного учета истцом не оспорена и недействительной не признана, скорректированные сведения в адрес Пенсионного фонда работодателем не представлялись. Между тем, работодатель истца является действующим юридическим лицом, самостоятельная корректировка выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Пенсионным фондом не производилась.
Результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте истцом также не оспорены.
При таких обстоятельствах, ссылка в кассационной жалобе на наличие лицензии общества на осуществление медицинской деятельности, правового значения не имеет.
Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности у данного общества, само по себе, не свидетельствует о том, что истец в спорный период времени осуществляла трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, осуществлявшей трудовую деятельность в спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный (льготный) стаж.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Казьминой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.