Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации МО Крымский район о взыскании компенсации за питание, по кассационному представлению Прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения представителя администрации муниципального образования Крымский район Козловой К.В, прокурора Пономаревой П.Г, судебная коллегия
установила:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации МО Крымский район о взыскании компенсации за питание указав, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидоми с ДД.ММ.ГГГГ обучается в МБОУ СОШ N 23 х. Красного, с сентября 2017 года по настоящее время, по состоянию здоровья находится на домашнем обучении.
В результате бездействия администрации муниципального образования Крымский район в период с 01.09.2017 по 31.03.2021 несовершеннолетний ФИО1 не обеспечивается бесплатным двухразовым питанием, компенсация в виде сухого пайка либо в денежном эквиваленте не предоставлялась, чем нарушены права ребенка.
На основании изложенного просил взыскать с администрации муниципального образования Крымский район в пользу Лунеговой Н.Э, законного представителя несовершеннолетнего, компенсацию за питание ФИО1 в размере 42 096 рублей за период времени с 01.09.2018 по 31.03.2021.
Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 06 апреля 2022 года иск удовлетворен частично с администрации МО Крымский район в пользу Лунеговой Н.Э, законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, взыскана компенсация за питание в сумме 16 172, 20 рублей за период с 01.09.2018 по 31.03.2021. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением от 20 июля 2022 года судебная коллегия Краснодарского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что судом первой инстанции к участию в деле не привлечено в качестве соответчика МБОУ Основная общеобразовательная школа N23 х.Красного Крымского района Краснодарского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года решение районного суда отменено. По делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении Прокурор Краснодарского края просит отменить указанные судебные акты в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права и не соответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Доводы кассационного представления обосновывает тем, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, так как статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования, что не учтено судом апелляционной инстанции, при принятии оспариваемого решения.
В возражениях на кассационное представление представитель администрации муниципального образования Крымский район Козлова К.В. выражает несогласие с доводами кассационного представления, и указывает на законность принятого судом апелляционной инстанции судебного постановления.
Представители Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, МБОУ Основная общеобразовательная школа N23 х. Красного Крымского района Краснодарского края, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края не возражало против удовлетворения кассационного представления.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки ответчика, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие представителей Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, МБОУ Основная общеобразовательная школа N23 х. Красного Крымского района Краснодарского края.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Пономареву П.Г, поддержавшую доводы кассационного представления, представителя администрации муниципального образования Крымский район Козлову К.В, возражавшую против доводов кассационного представления, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит представление, подлежащее удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судами установлено, что ФИО1 имеет статус ребенок - инвалид (справка МСЭ-2016 N от ДД.ММ.ГГГГ, действительна до ДД.ММ.ГГГГ), имеет статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико педагогической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N (рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе НОО обучающихся с умственной отсталостью легкой степени ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вариант 1).
ФИО1 обучается в МБОУ ООШ N 23 с 1 сентября 2017 года по индивидуальному учебному плану на надомной форме обучения.
Таким образом, несовершеннолетний ФИО1 относится к категории детей, которые нуждаются в особой защите государства путём предоставления комплекса социальных прав, направленных на достойное поддержание жизненных потребностей несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466 утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона РФ N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае", оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства в их совокупности, установив, ФИО1, являющийся ребенком-инвалидом, и получавший образовательные услуги в образовательном учреждении посредством домашнего обучения, обусловленном состоянием здоровья, не был обеспечен мерами социальной поддержки в виде бесплатного горячего двухразового питания, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и взыскания денежной компенсации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции руководствуясь положения части 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" о том, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исходил из того, что согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N466, а денежная компенсация за питание носит заявительный характер и выплачивается не по факту зачисления обучающегося в образовательную организацию, а по факту обращения родителя (законного представителя) с соответствующим заявлением в образовательную организацию. При этом, указал, что суду не представлены доказательства обращения законного представителя ФИО1 в образовательную организацию с заявлением о выплате денежной компенсации за питание за указанный в иске период, а также доказательств, препятствующих обращению за указанной компенсацией.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с такими выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 г. N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 вышеназванного закона образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации N 07-81 от 14 января 2016 года "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Положениями статей 14, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанности органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
По смыслу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансирование деятельности в сфере образования осуществляется различными уровнями бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно принципам указанного Кодекса, местный бюджет является составной частью финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого недостаточность собственных средств на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, при этом, согласно положениям Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на образование. Обязанность создавать социально-экономические условия для получения образования возложена на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466 утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации.
Федеральный закон N 273-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2013 г, ввиду указанного во всех государственных образовательных организациях Краснодарского края подведомственных министерству, в частности, также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучающихся на дому, организовано бесплатное двухразовое горячее питание в образовательной организации.
Согласно п.4 указанного порядка получение компенсационных выплат носит заявительный характер с предоставлением определенных документов.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции сделан вывод, что денежная компенсация за питание носит заявительный характер и выплачивается не по факту зачисления обучающегося в образовательную организацию, а по факту обращения родителя (законного представителя) с соответствующим заявлением в образовательную организацию. При этом ввиду отсутствия доказательств обращения законного представителя ФИО1 в образовательную организацию с заявлением о выплате денежной компенсации за питание за указанный в иске период, а также доказательств, препятствующих обращению за указанной компенсацией не нашел оснований для удовлетворения, заявленного прокурором иска.
Между тем, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что обязанность по надлежащему информированию о необходимости написания заявления возложена, в том числе, на образовательные организации, однако доказательств исполнения такой обязанности ответчики не представили.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора неправильно установилимеющие юридическое значение для дела обстоятельства, а именно не дал надлежащей оценке тому факту, что ФИО1, являющийся ребенком-инвалидом, и получавший образовательные услуги в образовательном учреждении посредством домашнего обучения, обусловленном состоянием его здоровья, не был обеспечен мерами социальной поддержки в виде бесплатного горячего двухразового питания, в связи с чем, подлежит взысканию денежная компенсация.
Учитывая приведенное выше, выводы суда апелляционной инстанций не отвечают требованиям закона, так как эти выводы сделаны с нарушением норм материального права и без установления юридически значимых для разрешения настоящего спора обстоятельств.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов ФИО1, что является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.