Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-437/2022 (УИД 17RS0017-01-2021-003353-46) по иску прокуратуры г. Кызыла в интересах Ховалыг Марты Дамдын-ооловны к муниципальному унитарному предприятию г. Кызыла "Благоустройство" о возложении обязанности доначислить и выплатить не доначисленную и невыплаченную заработную плату и оплату ежегодного оплачиваемого отпуска, по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Благоустройство" на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 22 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокуратура г. Кызыла в интересах Ховалыг Марты Дамдын-ооловны (далее - Ховалыг М.Д.) обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию г. Кызыла "Благоустройство" (далее - МУП г. Кызыла "Благоустройство", ответчик) о возложении обязанности доначислить и выплатить не доначисленную и невыплаченную заработную плату и оплату ежегодного оплачиваемого отпуска.
В обоснование требований указывала на то, что в результате прокурорской проверки по обращению Ховалыг М.Д. установлено, что Ховалыг М.Д. работает в должности мастера текущего содержания зеленых насаждений МУП г. Кызыла "Благоустройство".
Для работников сферы жилищно-коммунального хозяйства действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (далее - Соглашение). Настоящее соглашение вступило в законную силу с 1 января 2017 г.
Общая сумма выплачиваемой Ховалыг М.Д. ежемесячной заработной платы составляет 36371, 12 руб.
С учётом разницы ежемесячных сумм, подлежавших начислению, и фактически начисленных сумм, в нарушении указанного Соглашения Ховалыг М.Д. не доначислена и не выплачена заработная плата за период с февраля по ноябрь 2020 года в размере 757604, 24 руб, за февраль 2021 года - 90531, 40 руб, а также оплата за ежегодный оплачиваемый отпуск за август и ноябрь 2020 года - 119805, 70 руб.
Прокуратура г. Кызыла в интересах Ховалыг М.Д. просила обязать ответчика начислить и выплатить Ховалыг М.Д. не доначисленную и невыплаченную заработную плату за период с февраля по ноябрь 2020 года в размере 757604, 24 руб, за февраль 2021 года - 90531, 40 руб, а также оплату за ежегодный оплачиваемый отпуск за август и ноябрь 2020 года - 119805, 70 руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2022 г. исковые требования прокуратуры г. Кызыла в интересах Ховалыг М.Д. удовлетворены. С МУП г. Кызыла "Благоустройство" в пользу Ховалыг М.Д. взыскано 757604, 24 руб. в счет не доначисленной и невыплаченной заработной платы без учета удержаний НДФЛ за период с февраля по ноябрь 2020 года, а также 90531, 40 руб. за февраль 2021 года, в счет не доначисленной и невыплаченной суммы ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 119805, 70 руб. за август и ноябрь 2020 года. С МУП г. Кызыла "Благоустройство" в доход бюджета муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" взыскана государственная пошлина в размере 12879, 41 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 22 июня 2022 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2022 г. изменено. Исковые требования прокуратуры г. Кызыла в интересах Ховалыг М.Д. удовлетворены частично. С МУП г. Кызыла "Благоустройство" в пользу Ховалыг М.Д. взыскано 670188, 07 руб. в счет не доначисленной и невыплаченной заработной платы без учета удержаний НДФЛ за период с февраля по ноябрь 2020 года и февраль 2021 года, а также 114880, 55 руб. в счет не доначисленного и невыплаченного ежегодного оплачиваемого отпуска за август и ноябрь 2020 года. В удовлетворении остальной части иска отказано. С МУП г. Кызыла "Благоустройство" в доход бюджета муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" взыскана государственная пошлина в размере 18701 руб.
В кассационной жалобе МУП г. Кызыла "Благоустройство" просит об отмене судебных актов как незаконных.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что
Ховалыг М.Д. принята в МУП г. Кызыла "Благоустройство" на должность мастера ТСЗН, впоследствии назначена на должность начальника отдела ТСЗН, что подтверждается приказом N 30 от 16 мая 2017 г. и трудовым договором от 16 мая 2007 г. Ховалыг М.Д. установлен должностной оклад 5979 руб. в 2007 г, в 2018 г. - 14 725, 15 руб, районный коэффициент в размере 40 %, северная надбавка в размере 50 %.
Приказом N 2/2 от 9 января 2020 г. составлен список работников предприятия, имеющих право на персональную надбавку по выслуге лет по состоянию на 1 января 2020 г, в их числе Ховалыг М.Д. 30 лет стажа - 30 %.
Согласно штатному расписанию предприятия должностной оклад начальника отдела текущего содержания зеленых насаждений на период с 1 января 2018 г. установлен в размере 14725, 15 руб, исходя из ставки рабочего 1 разряда 3265 руб. х 4, 51 (кратность разряда 11), выслуга лет 30%, районный коэффициент 40%, северная надбавка 50%, итого месячный оклад в размере 36371, 12 руб, месячный фонд оплаты труда 36371, 12 руб, годовой фонд оплаты труда 436453, 45 руб.
Сторонами по делу не оспаривалось, что МУП г. Кызыла "Благоустройство" присоединилось к действию "Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (далее - Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2020 г, вступившим в законную силу 12 мая 2021 г, на МУП г. Кызыла "Благоустройство" возложена обязанность производить расчет и выплату заработной платы работникам с учетом размера минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что тарифы, по которым ответчик производит расчет заработной платы истцу, ухудшают условия по сравнению с показателем федерального отраслевого тарифного соглашения, что является недопустимым.
Руководствуясь положениями статей 8, 22, 45, 46, 48, 57, 130, 133, 135, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заработная плата истца должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах. При этом при производстве расчета недоначисленной истцу заработной платы следует исходить из размера тарифной ставки рабочего первого разряда согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г. на 1 января 2020 г. в размере 12130 руб. (то есть в размере МРОТ), в связи с чем заработная плата истца подлежит исчислению в следующем порядке: (12 130 (тарифная ставка) * (кратность разряда) * 1, 9 (северные и районные коэффициенты).
Проверив представленный истцом расчет задолженности по заработной плате, суд первой инстанции согласился с расчетом истца, в связи с чем взыскал в пользу истца недополученную заработную плату в заявленном истцом размере.
Проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с определенным судом размером недоначисленной заработной платы, указав, что разрешая вопрос о недоначисленной Ховалыг М.Д. заработной платы в соответствии с положениями "Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г.) (срок действия до 31 декабря 2022 г.) (далее - Соглашение N 1), суд первой инстанции при этом сослался на положения аналогичного "Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г. (срок действия продлен до 31 декабря 2022 г.) (далее - Соглашение N 2), которое не распространяется на ответчика, поскольку решением суда от 28 декабря 2020 г. на ответчика была возложена обязанность рассчитать заработаю плату истца в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г.
Руководствуясь пунктами 2.3, 2.4, 2.5, 2.10 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, приказом Госстроя Российской Федерации от 31 марта 1999 г. N 81, коллективным договоров МУП г. Кызыла "Благоустройство", Положением об оплате труда и премированием работников МУП г. Кызыла "Благоустройство", пришел к выводу о том, что заработная плата истца начислялась и выплачивалась ответчиком без учета размера минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда на 1 января 2020 г. и на 1 января 2021 г, без внесения изменений и дополнений в коллективный договор установлен иной межразрядный тарифный коэффициент, отличающийся от действующего и равного 4, 51.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание размеры минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по состоянию на 1 января 2020 г. (9595 руб.), по состоянию на 1 января 2021 г. (9960 руб.), а также требования пункта 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" в соответствии с которым заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что должностной оклад истца должен быть определен исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с 1 января 2020 г. - 9595 руб, с 1 января 2021 г. - 9960 руб, умноженного на тарифный коэффициент, установленный в спорный период истцу локальными актами работодателя в размере 4, 51, а сумма заработка истца подлежит определению по формуле: оклад х на тарифный коэффициент + надбавка за выслугу лет (30%) + северная надбавка и районный коэффициент, в связи с чем задолженность по заработной плате истца за период с февраля по ноябрь 2020 г, а также за февраль 2021 г. 670188, 07 руб, а также сумму недоначисленного отпуска за август и ноябрь 2020 г. 114880, 55 руб. Подробный расчет приведен в тексте апелляционного определения.
Определив размер недоначисленной заработной платы, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца недоначисленной заработной платы в связи с неправильным ее определением, без учета положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку данные выводы судебных инстанций соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части первой статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем седьмым части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Частью первой статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть четвертая статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения в силу положений части первой статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями пятой и шестой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что на МУП г. Кызыла "Благоустройство" распространяются положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г.
В соответствии с пунктом 2.3 указанного Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В Приложении N 1 указаны основные группы Организаций ЖКХ, также представленных в Приложениях N 4 и N 5, а также Организации, вид экономической деятельности которых связан с отраслью жизнеобеспечения населения.
В зависимости от финансового и экономического состояния Организации работодатель вправе установить в Организации минимальную месячную тарифную ставку в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим пунктом (пункт 2.3.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы").
Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда (пункт 2.3.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы").
В соответствии с пунктом 2.4. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики.
Рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
В случае установления размера индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, в тарифах на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в размере отличном от индекса потребительских цен в Российской Федерации, работодатель вправе оспорить уровень индексации на уровне, заложенной в тарифах. Если в Организации собственных средств недостаточно для выполнения таких требований, выборный профсоюзный орган и работодатель протокольно утверждают согласованный срок выполнения данного положения ОТС.
В пункте 2.5. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" предусмотрено, что организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников. При этом среднемесячная заработная плата и вознаграждения руководителей не должны превышать восьмикратного размера соответствующей среднемесячной заработной платы и начислений работникам Организации.
Пунктом 2.10. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" установлено, что оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника.
Оплата труда руководителей Организаций производится в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Изменение (повышение) должностного оклада руководителя производится одновременно с увеличением тарифных ставок Организации. Премирование руководителей Организаций, не имеющих прибыли, может производиться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость работ (услуг).
Конкретный порядок и размеры премирования определяются локальными нормативными актами Организации.
В письме Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15 марта 2019 г. N 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14 марта 2019 г. N 24-АК/2019 "Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы" разъяснено, что индексация минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших трудовые обязанности (нормы труда) на период 2020 - 2022 годов, определяется с 1 января каждого года в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" с учетом уровня инфляции: в 2019 году, не превышающего 4, 3% (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года), в 2020 году, не превышающего 3, 8% (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года), в 2021 году, не превышающего 4, 0% (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года).
В соответствии с письмом для организации ЖКХ категории "Организации по механизированной уборке, озеленению, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований" установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2020 г. - 9595 руб, на 1 января 2021 г. - 9960 руб, на 1 января 2022 г. - 10358 руб.
В соответствии с пунктом 5.1 коллективного договора МУП г. Кызыла "Благоустройство" с 1 октября 2018 г. по 30 сентября 2021 г. заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда 9 статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5.3 коллективного договора ставка рабочего 1 разряда устанавливается приказом работодателя по предприятию с учетом величины ставки рабочего 1 разряда, на основании Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ. По состоянию на 1 октября 2018 г. размер тарифной ставки рабочего 1 разряда составляет 3265 руб.
Система оплаты труда устанавливается по категориям работников в соответствии с Положением об оплате труда (Приложение N 1) (пункт 5.4 коллективного договора).
Пунктом 5.8 коллективного договора установлено, что размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда может индексироваться, исходя из фактического роста потребительских цен в Российской Федерации, финансовой возможности предприятия, с обязательным согласованием увеличения тарифной ставки с Мэрией г. Кызыла.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются работодателем по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (пункт 5.9 коллективного договора).
Размеры должностных окладов и ставок устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, в зависимости от занимаемой должности, уровня квалификации и качества работы (пункт 5.12 коллективного договора).
Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника, а также кратностью должностного оклада (пункт 5.37 коллективного договора).
В пункте 5.4 приложения N 1 "Положение об оплате труда и премировании работников МУП г. Кызыла "Благоустройство", являющегося частью коллективного договора, приведены разряды оплаты труда: межразрядному тарифному коэффициенту 4, 51 соответствует тарифная ставка 14725, 15 руб. Дано пояснение, что тарифная ставка рабочего первого разряда установлена в размере 3 265 руб. в соответствии с федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Тарифные ставки работников остальных разрядов тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки рабочего первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Размеры тарифных ставок определяются в рублях, копейках.
Далее, в приложении N 2 к системе оплаты труда приведено штатное расписание, согласно которому начальнику транспортного цеха установлена кратность, равная 4, 51.
Положение об оплате труда и премировании работников МУП г. Кызыла "Благоустройство" действует с 1 ноября 2018 г. и до момента внесения в него изменений или принятия нового Положения (пункт 2 Положения).
Разрешая заявленные прокурором г. Кызыла в интересах Ховалыг М.Д. исковые требования, суды нижестоящих инстанций, установив, что применяемая система оплаты труда МУП г. Кызыла "Благоустройство не соответствует Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, размер должностного оклада Ховалыг М.Д. был определен без учета установленного с 1 января 2020 г. и с 1 января 2021 г. размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, пришли к правильному, соответствующему установленным по делу обстоятельствам выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца недоначисленной заработной платы, расчет которой обоснованно произведен судом апелляционной инстанции исходя тарифной ставки рабочего первого разряда по состоянию на 1 января 2020 г. - 9595 руб, с января 2021 г. - 9960 руб, умноженной на межразрядный тарифный коэффициент 4, 51, установленный истцу в соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников МУП г. Кызыла "Благоустройство" и штатным расписанием, действовавшими в спорный период с января 2020 г. по май 2021 г.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с определенным судом апелляционной инстанции размером недополученной заработной платы, а именно в части применения межразрядного тарифного коэфициента 4, 51, со ссылкой на то, что данная кратность не может применяться к расчетам истца, так как тарифная система оплаты труда и штатное расписание разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 г. N 284, утратившего силу, в соответствии с отчетом ЗАО "Центр муниципальной экономики" от 30 сентября 2021 г. МУД г. Кызыла "Благоустройство" разработало тарифную сетку рабочих и должностных окладов руководителей, специалистов и служащих МУП г. Кызыла "Благоустройство", согласно которой тарифный коэффициент Ховалым М.Д, начальнику отдела ТСЗН, установлен в размере 2, 61, в связи с чем заработная плата истца за спорный период подлежит исчислению путем умножения минимальной месячной тарифной ставки (с 1 января 2020 г. - 9595 руб, с 1 января 2021 г. - 9960 руб.) на тарифный коэффициент 2, 61, не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Применяя при расчете заработной платы межразрядный тарифный коэффициент 4, 51, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что данный межразрядный тарифный коэффициент был установлен локальными актами ответчика, действовавшими в спорный период.
Новое Положение об оплате труда работников МУП г. Кызыла "Благоустройство", в соответствии с которым размер тарифного коэффициента начальнику отдела ТСЗН установлен в размере 2, 61, утверждено ответчиком только 30 декабря 2021 г.
Часть седьмая статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, оснований для применения при расчете заработной платы истца за заявленный период тарифного коэффициента 2, 61, установленного Положением об оплате труда работников МУП г. Кызыла "Благоустройство", утвержденным 30 декабря 2021 г, у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурор не наделен правом обратиться с настоящим иском в суд при наличии дееспособности гражданина, подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании норм процессуального права.
В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В связи с тем, что требования о взыскании недоначисленной заработной платы свидетельствуют о нарушении трудовых прав Ховалыг М.Д, принимая во внимание, что основанием обращения прокурора г. Кызыла с настоящим иском в суд послужило заявление Ховалыг М.Д. о нарушении ее трудовых прав, связанных с невыплатой заработной платы в полном объеме, оснований для оставления искового заявления без рассмотрения по существу у суда не имелось.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой (с учетом апелляционного определения) и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 22 июня 2022 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Благоустройство" - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.