Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Бузьской Е.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Ирины Владимировны к Управлению Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу о взыскании задолженности по выплате денежного содержания за периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении, процентов за нарушении срока указанных выплат и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу на решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 14 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия
установила:
Соколова И.В. обратилась в суд с названным исковым заявлением к УФНС России по Чукотскому автономному округу, в обоснование, указав, что с 13 августа 2012 года по 13 декабря 2020 года работала в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу в должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок. Приказом Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу от 2 декабря 2020 года она уволена с 13 декабря 2020 года в связи с сокращением занимаемой должности.
При увольнении истцу выплачены компенсация за неиспользованный отпуск продолжительностью 23 календарных дня, компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсация при увольнении в размере денежного содержания за пятый и шестой месяцы в общей сумме 1 903 238 рублей 13 копеек. При этом в расчет указанных компенсаций работодателем необоснованно не были включены выплаченные ей суммы материального стимулирования, единовременных поощрений и разовых премий, что привело к недоплате положенных компенсаций при увольнении на общую сумму 874 851 рублей 42 копеек. Также суммы материального стимулирования, единовременных поощрений и разовых премий не включены в расчет при предоставлении ей ежегодных отпусков за период 2015-2020 годы.
Истец просила суд взыскать с ответчика задолженность по выплате денежного содержания за периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с 2015 по 2020 годы в размере 813 056 рублей 85 копеек, задолженность по выплате компенсаций при увольнении в виде единовременной выплаты за четыре месяца, а также за пятый и шестой месяцы в размере 771 071 рублей 28 копеек, за неиспользованный отпуск в 2020 году в размере 103 780 рублей 14 копеек, компенсацию за нарушение установленного срока выплат за период со дня, следующего за днем увольнения (13 декабря 2020 года), по 30 ноября 2021 года в размере 188 594 рублей 12 копеек с последующим взысканием компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм по день фактической их выплаты, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2022 года исковые требования Соколовой И.В. удовлетворены частично. С УФНС России по Чукотскому автономному округу в пользу Соколовой И.В. взыскана задолженность по выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 2020 году в размере 100 683 рублей 42 копейки, задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, а также денежного содержания за пятый и шестой месяцы в общей сумме 769 571 рублей 52 копейки а также компенсация морального вреда в размере 50 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 14 июля 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в иске о взыскании процентов за нарушение установленного срока выплат причитающихся сумм по день их фактической выплаты включительно, в данной части вынесено новое решение.
С УФНС России по Чукотскому автономному округу в пользу Соколовой И.В. взысканы проценты за нарушение установленного срока выплаты за период с 14 декабря 2020 года по 14 июля 2022 года в размере 269 318 рублей 83 копейки. Постановлено производить взыскание процентов за нарушение установленного срока выплат, начиная с 15 июля 2022 года до дня фактического исполнения УФНС России по Чукотскому автономному округу своих обязательств по выплате Соколовой И.В. присужденных сумм. В остальной части решение Анадырского городского суда от 21 марта 2022 года по настоящему делу оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика настаивает на отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает, что в нарушение правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 34-КГ19-4, суды не определили правовую природу полученных истцом выплат в 2019 - 2020 годах, не установили на основании каких Постановлений Правительства Российской Федерации были осуществлены спорные выплаты в 2019 - 2020 годах. Отмечает, что порядок расчета для федеральных государственных служащих предусмотрен Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая заявленные требования, с учетом установленных обстоятельств по делу, руководствуясь нормативно-правовыми, подлежащими применению, в том числе частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете его среднего заработка для оплаты отпускных, компенсаций при сокращении.
Вместе с тем, рассматривая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, руководствуясь положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом пропущен предусмотренный законом срок в отношении требований о взыскании задолженности по выплате денежного содержания за периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период с 2015 по 2020 годы в общей сумме 813 056 рублей 85 копеек и об отсутствии основания для восстановления указанного срока. В связи с чем в удовлетворении требований в данной части судом отказано.
Кроме того, суд признал не основанными на законе требования истца о взыскании с Управления процентов за нарушение сроков выплаты причитающихся истцу сумм на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проверив и оценив представленные сторонами в дело расчеты, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца сумм задолженности по выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 2020 году в размере 100 683 рублей 42 копейки, по выплате компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, а также денежного содержания за пятый и шестой месяцы в общей сумме 769 571 рублей 52 копейки, а также компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Чукотского автономного округа согласилась с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований о взыскании с ответчика в пользу истца сумм задолженности по выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 2020 году, компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, а также денежного содержания за пятый и шестой месяцы, компенсации морального вреда, находя их верными, основанными на правильном применении законодательства, регулирующего спорные отношения и верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Вместе с тем коллегия признала ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с Управления процентов за нарушение сроков выплаты причитающихся истцу сумм на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Судом установлено, что Соколова И.В. с 13 августа 2012 года проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 1 по Чукотскому автономному округу в должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок.
Приказом от 2 декабря 2020 г. N 01-1-07/357-к служебный контракт с Соколовой И.В. расторгнут 13 декабря 2020 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, пункт 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Соколовой И.В. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 427 771 рубля 68 копеек и компенсация за 23 дня неиспользованного отпуска в размере 81 047 рублей 86 копеек. А также компенсация при увольнении в виде денежного содержания за пятый и шестой месяцы в размере по 106 942 рубля 92 копейки за каждый.
При расчете указанных выплат не были учтены выплаченные Соколовой И.В. суммы материального стимулирования и единовременных поощрений.
В силу статьи 51 Федерального закона 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
По выводам суда такие выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов - решений комиссии по ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС России о материальном стимулировании в 2019-2020 году, согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим инспекций налоговой службы произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 разъяснения.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных. Материальное стимулирование, выплаченное Соколовой И.В. в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе дополнительных) сверх установленного фонда оплаты труда, относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при расчете выплачиваемой при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации в размере четырех месячного денежного содержания при сокращении.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Оснований полагать, что приведенные нормы трудового законодательства применены судом апелляционной инстанции неправильно при разрешении настоящего спора, у суда кассационной инстанции не имеется.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.