Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Аноприенко К.В, судей Кравченко А.И, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крыловой Татьяны Викторовны к ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" Федеральной службы исполнений наказаний о признании права на получение стимулирующих выплат, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Крыловой Татьяны Викторовны на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2022 года, Заслушав доклад судьи Кравченко А.И, выслушав участвующего в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи представителя истца Якубца А.А.
установила:
Крылова Т.В. обратилась в суд с иском к ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" Федеральной службы исполнений наказаний о признании права на получение стимулирующих выплат, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что она является заведующей аптекой - провизором филиала ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России. До июля 2020 года она получала стимулирующие выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", после указанные выплаты прекратились. На ее обращение по поводу стимулирующих выплат она получила ответ работодателя, с указанием, что ей как лицу занимающему должность руководителя данные выплаты не положены.
Полагая, что такое решение работодателя неправомерными, уточнив исковые требования Крылова Т.В. просила признать действия ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России связанные с невыплатой ей стимулирующих выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" незаконными, признать ее право на получение стимулирующих выплат, взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с июля 2020 года по 16 февраля 2022 года за работу в должности заведующего аптекой-провизором в размере 782917 рублей 80 копеек, компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 95447 рублей 25 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 23 мая 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Крылова Т.В, в лице представителя, ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное толкование и применение судами норм материального права.
Представитель ответчика в судебное заседание кассационного суда не явился, извещался надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные в кассационной жалобе доводы заслуживающими внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" на истца занимающего должность заведующей аптекой - провизора не распространяется. Право на получение стимулирующих выплат в силу п.3.1 Методических указаний по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях обеспечения сохранения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", утв. заместителем директора ФСИН России 20.01.2020 г, имеют заведующие структурных подразделений, наименование должности которых дополнено должностью врача, тогда как наименование должности замещаемой истцом таких дополнений не содержит. Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, а также формой федерального статистического наблюдения должность заведующего аптекой-провизора отнесена к иным руководящим должностям.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими суждениями и приведенным в решении правовым обоснованием, дополнительно указав, что Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183-н, должность провизора-директора (заведующего, начальника) аптечной организации отнесена к фармацевтическим работникам, а не к медицинским.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение размера реальной заработной платы отдельным категории работников бюджетной сферы, в том числе работников в сфере здравоохранения.
Для реализации задачи по достижению показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 разработана Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.
В целях обеспечения недопущения снижения установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 показателей оплаты труда отдельных категорий работников и с целью единого подхода к расчетам, заместителем директора ФСИН России 20 января 2020 года утверждены Методические указания по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации бюджетной сферы в целях обеспечения сохранения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", в соответствии с пунктом 2 которых, выплата производится исходя из необходимости достижения значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента N 597, к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации для врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - 200%.
В соответствии с разделом 3 Методических указаний, выплата производится работникам, осуществляющим свою деятельность по основному месту работы, занимающим, в том числе, должности:
3.1 руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и другое) медицинский учреждений (организаций), наименование должностей которых дополняется наименованием должности врача, соответствующего профилю структурного подразделения (например, заведующий хирургическим отделением - врач-хирург);
3.2 врачей и работников имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование: врач-стажер, врачи-специалисты всех наименований, старший врач; провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, специалист по социальной работе, специалист по реабилитации инвалидов.
Делая вывод о том, что истец, замещая должность заведующего аптекой - провизора филиала "Центра медицинской и социальной реабилитации" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России относится к числу руководителей, со ссылкой на разъяснения Минздрава России от 2 июля 2019 N 11-3/411 и формы статистического наблюдения, утвержденные приказом Росстата, суды не учли, что истец является работником казенного учреждения уголовно-исполнительной системы.
Система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы утверждена Приказом ФСИН России от 13.11.2008 N 624.
Порядок, условия и размер выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, установлен Инструкцией, являющейся приложением N 4 к приказу N 624.
Пункт 19 Инструкции устанавливает, что гражданскому персоналу, уголовно-исполнительной системы могут производиться иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, для правильного разрешения настоящего спора судам следовало проверить, относится ли замещаемая Крыловой Т.В. должность заведующего аптекой - провизора филиала "Центра медицинской и социальной реабилитации" ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" Федеральной службы исполнений наказаний к профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)".
Учитывая специфику учреждения, в котором осуществляет свою трудовую деятельность Крылова Т.В, суду следовало установить имеются ли в аптеке "Центра медицинской и социальной реабилитации" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России" другие провизоры, либо истец, замещая должность заведующей аптекой - провизора, фактически выполняет функции провизора, которым в соответствии с п. 3.2 Методических указаний, спорные стимулирующие выплаты положены.
Принимая во внимание, что выплаты по Указу Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 не являются гарантированными, при рассмотрении настоящего дела суду следовало выяснить, производились ли в спорный период указанные стимулирующие выплаты другим сотрудникам учреждения.
Уклонение судов от проверки и установления юридически значимых обстоятельств, формальный подход к рассмотрению настоящего дела, противоречит задачам и смыслу гражданского судопроизводства, установленны статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, учитывая требования процессуальной экономии и необходимости соблюдения разумных сроков рассмотрения дела, по настоящему делу подлежит отмене апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.