Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еременко Е.С. к ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому Автономному округу" о взыскании оплаты труда, по кассационной жалобе Еременко Е.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Еременко Е.С. обратился с исковым заявлением к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому и Чукотскому Автономному округу" (далее - ФКУ УФО МО РФ) о взыскании сумм. В обоснование требований указал, что состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 25147, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ УФО МО РФ. В период с июля 2020 по апрель 2021 года он привлекался к работе в сверхурочное и ночное время, к работе в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени без компенсации предоставлением другого дня отдыха, а также выполнял обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей. Вместе с тем, оплата труда в полном объеме не произведена: доплата за работу ночью 35% оклада начислена и выплачена без применяемых к окладу компенсационных и стимулирующих надбавок; при оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни учтены не все предусмотренные системой оплаты труда надбавки; работа за временно отсутствующего работника оплачена без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок; при оплате работы в сверхурочное время учтены не все предусмотренные системой оплаты труда надбавки, сверхурочные часы в феврале-апреле 2021 года оплачены в одинарном размере; недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. В связи с чем, просит суд взыскать с ответчика в счет оплаты труда за период с июля 2020 года по апрель 2021 года сумму в размере 177 422, 47 руб, доплату отпуска с 23 ноября по 31 декабря 2020 года в размере 7 117, 50 руб, компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г.Владивостока от 26 августа 2021 года исковые требования удовлетворены. Постановлено взыскать ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому и Чукотскому автономному округу" в пользу Еременко Е.С. оплату труда в размере 177 422, 47 руб, доплату отпускных в размере 7 117, 50 руб, компенсацию морального вреда 2000 руб.
Определением от 15.03.2022 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены войсковая часть 25147 и Министерство обороны РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года, решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Еременко Е.С. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотского автономного округа" считают судебные решения законными и обоснованными.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены ст. 349 Трудового кодекса РФ, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 Трудового кодекса РФ).
В силу ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Еременко Е.С. принят на работу в войсковую часть 25147 на должность инженера ТПА СС "Алагез" с 14.04.2014.
Согласно п. 12 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата в размере 7 993 руб. в месяц, а также надбавка за выслугу лет; надбавка гарантированная льготами для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; доплаты согласно приказа МО РФ N555 от 2008 года.
В п. 13 сторонами согласован размер ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска за вредность, в количестве 52 календарных дней и 12 рабочих дней а год, соответственно.
Командир войсковой части 25147 в интересах боевой готовности части и повышения производительности труда имеет право перемещать работника в пределах части с одного структурного подразделения (судна) в другое, в соответствии с квалификацией работника, согласно ст. 74 Трудового кодекса РФ, привлекать к исполнению обязанностей в выходные дни, с последующим представлением отгульных дней или оплатой, согласно действующего законодательства (п. 14 трудового договора).
Трудовой договор подписан сторонами, указано, что истец ознакомлен с коллективным договором, внутренним распорядок, функциональными обязанностями.
В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 23.01.2018 истец занимает должность инженера (пилота движительно-рулевого комплекса ТПА) с "Алагез", ему установлен должностной оклад 10 536 руб.; надбавка за выслугу лет; надбавки, гарантированные льготами для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; доплата согласно приказа МО РФ N255 от 23.04.2014. Ежегодный оплачиваемый отпуск 52 календарных дня (без включения праздничных дней). В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса РФ, приказа МО РФ от 23.04.2014 N255 и приказа МО РФ от 22.09.2015 N550 о положении выплат гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда по результатам проведенной аттестации рабочих мест установить с 23.01.2018 надбавку за работу во вредных условиях труда в размере 12% от должностного оклада, предоставляется дополнительный отпуск за вредность 14 календарных дней в год, за фактически отработанное время.
Войсковая часть 25147 является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации и входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована. Финансово-экономическое обеспечение войсковой части 25147 осуществляется на счет средств ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому и Чукотскому Автономному округу", в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
Из материалов дела, а в частности из табелей учета рабочего времени и расчетных листков, усматривается, что в июле 2020 истцом отработано 180 часов, из которых: 136 часов в пределах нормы рабочего времени, 28 часов в выходные и праздничные дни, 16 часов сверх нормальной продолжительности времени. В августе 2020 истцом отработано 242, 2 часа, из которых: 151, 2 часа в пределах нормы рабочего времени, 43, 2 часа в выходные и праздничные дни, 10 часов сверх нормальной продолжительности времени, 37, 8 часов за недостающего по штату работника. В сентябре 2020 истцом отработано 220, 8 часа, из которых: 158, 4 часа в пределах нормы рабочего времени, 33, 6 часов в выходные и праздничные дни, 12, 6 часов сверх нормальной продолжительности времени, 16, 2 часа за недостающего по штату работника. В октябре 2020 истцом отработано 241, 6 часа, из которых: 158, 8 часа в пределах нормы рабочего времени, 71, 2 часа в выходные и праздничные дни, 12 часов сверх нормальной продолжительности времени. В ноябре 2020 истцом отработано 99, 8 часов, из которых: 99, 8 часов в пределах нормы рабочего времени. В декабре 2020 истец находился в отпуске. В январе 2021 истцом отработано 115, 2 часа, из которых: 108 часов в пределах нормы рабочего времени, 7, 2 часа сверх нормальной продолжительности времени. В феврале 2021 истцом отработано 190, 4 часа, из которых: 135, 8 часа в пределах нормы рабочего времени, 48, 8 часов в выходные и праздничные дни, 5, 8 часов сверх нормальной продолжительности времени. В марте 2021 истцом отработано 221, 4 часа, из которых: 158, 4 часа в пределах нормы рабочего времени, 15 часов в выходные и праздничные дни, 48 часов сверх нормальной продолжительности времени. В апреле 2021 истцом отработано 228, 6 часа, из которых: 157, 4 часа в пределах нормы рабочего времени, 71, 2 часа в выходные и праздничные дни.
Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, указанные отработанные часы оплачены истцу. При этом работа в ночное время оплачена по форме: часовая ставка оклада*35%*количество отработанных часов. За работу в выходные и праздничные дни истцу помимо 2-го размера часовой ставки произведены компенсационные и стимулирующие выплаты. За выполнение обязанностей недостающего по штату работника истцу выплачен исходя из количества отработанного времени оклад по штатной должности недостающего работника, а также надбавка в размере 10%.
Из данного следует, что оплата труда Еременко Е.С. произведена в соответствии с положениями Приказа N545, а также коллективного трудового договора.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты, начисление же на данную доплату, носящую компенсационный характер, иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствовало бы нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, и приводило бы фактически к повторному начислению этих выплат за уже оплаченные часы. Принимая во внимание, что работодатель за спорный период начислил истцу повышенную оплату труда за каждый час работы в ночное время в размере 35 процентов месячного должностного оклада, рассчитанного за каждый час работы в ночное время, что соответствует требованиям пункта 17 Положения "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", пункту 2 коллективного договора войсковой части 25147 и статье 154 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу Еременко Е.С. оплаты труда за работу в ночное время в заявленном им размере.
Кроме того, поскольку на период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа Еременко Е.С. от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался, судебная коллегия пришла к выводу, что выполнение таких обязанностей не является и сверхурочной работой. Поверив, представленные работодателем расчеты заработной платы за работу выходные и нерабочие праздничные дни, а также за сверхурочную работу за спорный период, суд апелляционной инстанции, признал их верными. При отсутствии оснований для взыскания с ответчика заработной платы, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Еременко Е.С. о взыскании с ответчика доплаты к отпуску.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, считает постановленное судебное решение правильным, основанным на представленных сторонами доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применены верно.
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с п. 2 указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 29.12.2007 N 822, которым утвержден перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 3 перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Согласно п. 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 года N 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 2 приложения N2 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения).
Пунктом 3 приложения N 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18.09.2019 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Как следует из коллективного договора войсковой части 25147 на 2020-2023 годы, оплата труда в ночное время производится в соответствии с п. 17 приложения к приказу Министра обороны РФ N 545 от 18.09.2019 в размере 35 % тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 2.5); выплата за сверхурочную работу производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ (п. 2.10); оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника (п. 2.11); выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) осуществляется в соответствии со ст. 151 ТК РФ (п. 2.8).
Повышение оплаты труда в ночное время предусмотрено законодательством в форме доплаты, а не в форме увеличения тарифной ставки (оклада), при этом, в системе оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих выплат на повышенную компенсационную выплату за работу в ночное время.
В силу пунктов 13 - 16 Положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны России от 16.05.2003 N 170, на судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.
При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.
Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей недостающих по штату капитана и медицинских работников.
Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
В силу пункта 59 Положения N 545 членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.
Аналогичные положения содержит пункт 2.13 приложения N 1 к коллективному договору войсковой части 25147 на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части 25147 и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС).
Таким образом, действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника).
При этом, в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.
Как установлено судами, факт привлечения Еременко Е.С. к работе за недостающего по штату члена экипажа нашел свое подтверждение. Между тем, поскольку на период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа Еременко Е.С. от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался, а выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный трудовой договор на выполнение данной работы с истцом не заключался, судебная коллегия обосновано пришла к выводу, что выполнение таких обязанностей не является сверхурочной работой.
Такая работа подлежит оплате в порядке, предусмотренном частью первой статьи 151 Трудового кодекса РФ, посредством доплаты, размер, условия и порядок осуществления которой в силу специфики трудовой деятельности истца определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании оплаты труда за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, судом установлено, что согласно расчетным листкам за спорный период, выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и за сверхурочную работу истцу произведены из установленного повышенного должностного оклада, включая 12 % за работу с вредными условиями труда, а также с учетом компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены в ст. 152 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
В силу ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Вопреки доводам кассационной жалобы, разрешая спор, судебная коллегия верно указала, что императивное требование закона об оплате работы в нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере и за сверхурочную работу не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы, за последующие часы - не менее чем в двойном размере при условии оплаты этой работы с применением установленных для истца компенсационных и стимулирующих выплат работодателем выполнено. Вместе с тем, трудовым договором и действующим у работодателя Положением об оплате труда и премировании работников выплата ежемесячной премии не носит регулярный характер, не является обязательной, гарантированной, фиксированный размер премии, подлежащий выплате не установлен.
При таких обстоятельствах и учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие, а также за работу за временно отсутствующего работника, начисление на данные компенсационные доплаты иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что судом неверно оценены представленные в дело доказательства и неправильно применены нормы материального права, не может служить основанием для отмены судебного акта.
Поскольку фактически приведенные в жалобах доводы повторяют позицию стороны в споре и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не наделен.
Вопросы относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешаются судами первой и апелляционной инстанций и не входит в круг вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений судебной коллегией Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Еременко Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.