Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прямушко А.Е. к ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" о взыскании оплаты труда, по кассационной жалобе Прямушко А.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Прямушко А.Е. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю") о взыскании оплаты труда. В обоснование требований указал, что является старшим электриком судовым сбс. "Фотий Крылов" войсковой части 20293, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю". В 2020 году работа истца состояла из нескольких отклонений: работа днем в рабочие дни; работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни; работа днем в выходные и нерабочие праздничные дни, работа за временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей. Вместе с тем, оплата труда в полном объеме не произведена: не оплачена работа днем в количестве 106 часов; работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135 % от оклада, но компенсационные и стимулирующие выплаты применены только к 100 %; работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена в размере 235 % оклада, из которых 35 % без компенсационных и стимулирующих надбавок; 16 часов работы за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника не оплачены, 112 часов оплачены без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных и стимулирующих надбавок; недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. В связи с чем, с учетом уточнений, просит суд взыскать с ответчика в его пользу оплату труда за 2020 год в размере 79 424, 78 руб, доплату за отпуск за период с 16 апреля по 5 июня 2020 года, 16 ноября 2020 года по 11 января 2021 в размере 30 933, 21 руб, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рубл.
Решением Ленинского районного суда г.Владивостока от 24 августа 2021 года исковые требования удовлетворены. Постановлено взыскать ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" в пользу Прямушко А.Е. оплату труда в размере 79 424, 78 руб, доплату отпускных в размере 30 933, 21 руб, компенсацию морального вреда 2 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года, решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Прямушко А.Е. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" считает судебное решение законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены ст. 349 Трудового кодекса РФ, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 Трудового кодекса РФ).
В силу ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Прямушко А.Е. принят на работу в войсковую часть 20293 на должность старшего электрика судового сбс "Фотий Крылов" с 09.02.2016.
Согласно трудовому договору от 09.02.2016 N, с учетом дополнительного соглашения от 15.10.2019, Прямушко А.Е. установлены должностной оклад - 8 678 руб, с начислением на него районного коэффициента 30%, процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока 30%, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, производимые в соответствии с локальными нормативными актами работодателя (п.4 трудового договора).
Из п. 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при этом, режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у работодателя, либо настоящим трудовым договором с 08:00 часов до 17:00 часов, обед с 12:00 часов до 13:00 часов. Истцу установлен вахтовый метод работы, суммированный учет рабочего времени.
В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах); 14 календарных дней (дополнительный за вредные условия труда), до 7 дней (дополнительный за ненормированность рабочего времени).
В спорный период в 2020 году работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также исполнял обязанности за временно отсутствующего работника.
Как следует из представленных табелей учета рабочего времени, в январе 2020 года истцом отработано 216 часов (при норме 136 часов), из которых: 80 часов в выходные и праздничные дни, 60 часов в ночное время. В феврале 2020 года отработано 200 часов (при норме 136 часов), из которых: 48 часов в выходные и праздничные дни, 56 часов в ночное время. В марте 2020 года отработано 232 часа (при норме 168 часов), из которых: 48 часов в выходные и праздничные дни, 62 часов в ночное время, 64 часа сверхурочно. С апреля 2020 года по июнь 2020 года истец находился в отпуске. В июле 2020 года отработано 168 часов (при норме 176 часов), из которых: 54 часа в ночное время. В августе 2020 года отработано 184 часа (при норме 152 часа), из которых: 38 часов в ночное время. В сентябре 2020 года отработано 232 часа (при норме 176 часов), из которых: 48 часов в выходные и праздничные дни, 68 часов в ночное время. В октябре 2020 года отработано 224 часа (при норме 176 часов), из которых: 32 часа в выходные и праздничные дни, 62 часа в ночное время, 48 часов сверхурочно. В ноябре 2020 года отработано 128 часов (при норме 8 часов), из которых: 40 часов в выходные и праздничные дни, 28 часов в ночное время, 120 часов сверхурочно. В декабре 2020 года года истец находился в отпуске.
Согласно расчетным листам указанные отработанные часы оплачены истцу. При этом, работа в ночное время оплачена по форме: часовая ставка оклада (оклад + повышение за ВУД 12% + повышение за СПСО 15%/норму часов в месяце)* 35 %* количество отработанных часов. За работу в выходные и праздничные дни истцу помимо 2-го размера часовой ставки произведены компенсационные и стимулирующие выплаты по форме: (морская надбавка + надбавка за выслугу)/норму часов в месяце*2. За выполнение обязанностей недостающего по штату работника истцу выплачен исходя из количества отработанного времени оклад по штатной должности недостающего работника, а также надбавка в размере 10%.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты, начисление же на данную доплату, носящую компенсационный характер, иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствовало бы нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, и приводило бы фактически к повторному начислению этих выплат за уже оплаченные часы. Принимая во внимание, что работодатель за спорный период начислил истцу повышенную оплату труда за каждый час работы в ночное время в размере 35 процентов месячного должностного оклада, рассчитанного за каждый час работы в ночное время, что соответствует требованиям пункта 17 Положения "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", пункту 2 коллективного договора войсковой части 20293 и статье 154 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу Прямушко А.Е. оплаты труда за работу в ночное время в заявленном им размере.
Кроме того, поскольку на период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа Прямушко А.Е. от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался, судебная коллегия пришла к выводу, что выполнение таких обязанностей не является и сверхурочной работой. Поверив, представленные работодателем расчеты заработной платы за работу выходные и нерабочие праздничные дни, а также за сверхурочную работу за спорный период, суд апелляционной инстанции, признал их верными. При отсутствии оснований для взыскания с ответчика заработной платы, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Прямушко А.Е. о взыскании с ответчика доплаты к отпуску.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, считает постановленное судебное решение правильным, основанным представленных сторонами доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применены верно.
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с п. 2 указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 29.12.2007 N 822, которым утвержден перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 3 перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Согласно п. 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 года N 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 2 приложения N2 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения).
Пунктом 3 приложения N 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18.09.2019 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Как следует из коллективного договора войсковой части 20293 на 2019-2022 годы, оплата труда в ночное время производится в соответствии с п. 17 приложения к приказу Министра обороны РФ N 545 от 18.09.2019 в размере 35 % тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 2.5); выплата за сверхурочную работу производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ (п. 2.10); оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника (п. 2.11); выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) осуществляется в соответствии со ст. 151 ТК РФ (п. 2.8).
Повышение оплаты труда в ночное время предусмотрено законодательством в форме доплаты, а не в форме увеличения тарифной ставки (оклада), при этом, в системе оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих выплат на повышенную компенсационную выплату за работу в ночное время.
В силу пунктов 13 - 16 Положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны России от 16.05.2003 N 170, на судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.
При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.
Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей недостающих по штату капитана и медицинских работников.
Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
В силу пункта 59 Положения N 545 членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.
Аналогичные положения содержит пункт 6.6.4 приложения N 2 к коллективному договору войсковой части 20293 на 2019 - 2022 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части 20293).
Таким образом, действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника).
При этом, в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.
Как установлено судами, факт привлечения Прямушко А.Е. к работе за недостающего по штату члена экипажа нашел свое подтверждение. Между тем, поскольку на период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа Прямушко А.Е. от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался, а выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный трудовой договор на выполнение данной работы с истцом не заключался, судебная коллегия обосновано пришла к выводу, что выполнение таких обязанностей не является сверхурочной работой.
Такая работа подлежит оплате в порядке, предусмотренном частью первой статьи 151 Трудового кодекса РФ, посредством доплаты, размер, условия и порядок осуществления которой в силу специфики трудовой деятельности истца определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании оплаты труда за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, судом установлено, что согласно расчетным листкам за спорный период, выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и за сверхурочную работу истцу произведены из установленного повышенного должностного оклада, включая 12 % за работу с вредными условиями труда, а также с учетом компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены в ст. 152 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
В силу ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Вопреки доводам кассационной жалобы, разрешая спор, судебная коллегия верно указала, что императивное требование закона об оплате работы в нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере и за сверхурочную работу не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы, за последующие часы - не менее чем в двойном размере при условии оплаты этой работы с применением установленных для истца компенсационных и стимулирующих выплат работодателем выполнено. Вместе с тем, трудовым договором и действующим у работодателя Положением об оплате труда и премировании работников выплата ежемесячной премии не носит регулярный характер, не является обязательной, гарантированной, фиксированный размер премии, подлежащий выплате не установлен.
При таких обстоятельствах и учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие, а также за работу за временно отсутствующего работника, начисление на данные компенсационные доплаты иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы.
Выраженное в кассационной жалобе, несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что судом неверно оценены представленные в дело доказательства и неправильно применены нормы материального права, не может служить основанием для отмены судебного акта.
Поскольку фактически приведенные в жалобах доводы повторяют позицию стороны в споре и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не наделен.
Вопросы относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешаются судами первой и апелляционной инстанций и не входит в круг вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений судебной коллегией Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прямушко А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.