Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.
судей Циркуновой О.М, Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра
по городу Москве ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 29 августа 2022 года, в суд кассационной инстанции вместе с делом - 3 октября 2022 года) на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 6 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 31 мая 2022 года, вынесенные по административному делу
N 2а-568/2021 по административному исковому заявлению ФИО12, ФИО11, ФИО14, ФИО15 к Управлению Росреестра по городу Москве о признании незаконным решения об отказе
во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО12, ФИО11, ФИО14, ФИО15 обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра
по городу Москве о признании незаконным решения от 5 декабря 2019 года N 77-0-1-71/3017/2019-451 об отказе во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном
по адресу: г. Москва, ул. Розы Люксембург, д. 10, площадью 1 432 кв.м.
В обоснование заявленных требований указали, что являются сособственниками домовладения, расположенного на данном земельном участке, который выделялся прежнему владельцу в установленном
порядке, проходил государственный и технический учет. Кроме того, в отношении данного земельного участка уплачивался земельный налог. Учитывая изложенное, полагали отказ регистрирующего органа незаконным.
Решением Кунцевского районного суда города Москвы от 8 сентября
2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 года вышеуказанные судебные акты отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Кунцевский районный суд города Москвы.
Решением Кунцевского районного суда города Москвы от 6 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 31 мая 2022 года, административное исковое заявление ФИО12, ФИО11, ФИО14, ФИО15 удовлетворено.
В кассационной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по городу ФИО2
ФИО6 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Указывает, что представленные административными истцами
на регистрацию документы не являются правоустанавливающими либо правоподтверждающими в отношении спорного земельного участка, в связи с чем отсутствовали основания для внесения сведений о нем в ЕГРН как
о ранее учтенном объекте недвижимости.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 октября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по городу ФИО2 Н.В. доводы кассационной жалобы поддержала.
Представитель административных истцов по доверенностям
ФИО13, представитель административного истца ФИО11 - ФИО9 возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит
к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля
2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(далее - Закон N 218-ФЗ) вещные права на объекты недвижимости
подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся среди прочего проверка действительности поданных заявителем документов, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
С учетом части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, в случае отсутствия
в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 данного закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено данным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право
на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
и представленного заинтересованным лицом при его обращении
с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями
по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
На основании пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона
от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства
о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности
на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения
и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с частью 9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ сведения
об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления
в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых
не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным данной статьей для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В соответствии с разделом 2 Временного положения о порядке учета земель, регистрации прав на участки и выдачи (замены) документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования землей в городе Москве, утвержденного распоряжением вице-мэра Москвы от 28 мая 1992 года N 264-РВМ "О порядке учета земель и регистрации прав на земельные участки" (далее - Положение) учету подлежали все факты и виды использования земельных участков, являющихся частью городской территории, отграниченной на местности и пригодной (предназначенной)
к использованию для конкретных хозяйственных целей, юридическими
и физическими лицами, независимо от ведомственной принадлежности
и характера использования земельных участков. Перечень основных учитываемых сведений по каждому земельному участку устанавливался Роскомземом. Базовым учетным документом в городе Москве являлась Учетная карточка земельного участка (приложение N 1.1.), содержащая (после ее заполнения) основные земельно-кадастровые сведения по данному участку.
Пункт 3.1. раздела 3 Положения устанавливал, что постановка на учет юридических и физических лиц, использующих землю, осуществляется как по их инициативе, так и в процессе плановых работ по инвентаризации городских земель, организуемых службами Москомзема.
Для учета факта использования земельного участка и последующего его оформления (переоформления) и классификации как собственности
на землю, владение, пользование землей юридическое, физическое лицо (заявившее об использовании конкретного земельного участка) представляет по месту расположения участка в Управление землепользования административного округа (далее - Управление) декларацию (заявление)
о факте использования земельного участка (приложение N 1.2.)
с указанием посторонних пользователей, а также имеющиеся земельно
-правовые документы: постановления, решения, распоряжения бывшего Мосгорисполкома и Правительства Москвы о предоставлении земельного участка; государственные акты, акты о предоставлении земельных участков для капитального строительства и другую ранее выданную разрешительную документацию; планы участков, межевые планы, планы границ участков; другие графические и справочные документы (пункт 3.2. раздела 3 Положения).
В течение 10 дней Управление административного округа оценивает полноту и достоверность представленных земельно-правовых документов, проводит обследование земельного участка для определения на местности фактического прохождения его границ, проверяет выполнение земельного законодательства, наличие посторонних пользователей и, при необходимости, уточняет площадь участка. При отсутствии необходимых документов, устанавливающих ранее предоставлявшиеся права на заявленный участок, производится (совместно с заявителем) их восстановление по земельным архивам, а также по архивным данным служб ГорБТИ, других правительственных органов (пункт 3.4. раздела 3 Положения).
В случае отсутствия решения бывшего Мосгорисполкома или постановления Правительства Москвы о предоставлении земельного участка территориальным управлением административного округа удостоверяются (заверенными подписями смежных землевладельцев, землепользователей) границы и определяются возможные сроки использования участка. Оформление предоставления прав на земельный участок производится
по согласованным границам постановлением Правительства Москвы
по представлению Москомзема (пункт 3.5. раздела 3 Положения).
Подтверждение, восстановление, и оформление прав на земельные участки осуществляются на основании соответствующих постановлений (распоряжений) Правительства Москвы или уполномоченных им органов (пункт 3.6 раздела 3 Положения).
Как установлено судами и следует из материалов дела, административные истцы ФИО12, ФИО11, ФИО14, ФИО15, будучи сособственниками домовладения с кадастровым номером 77:03:0010007:4040, расположенного на земельном участке площадью 1 432 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Розы Люксембург, д. 10, 28 ноября 2019 года обратились в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением о внесении сведений об указанном земельном участке
в ЕГРН, как о ранее учтенном объекте недвижимости.
В качестве правоустанавливающих документов административными истцами были представлены: земельная запись 1926 года; сопроводительное письмо о выдаче архивной справки Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 09 ноября 2018 года; архивная выписка от 01 ноября 2018 года; письмо Ухтомского райсовета от 11 июля 1923 года; список переименования улиц поселка имени Михельсона от 21 июля 1923 года; договор купли-продажи домовладения
от 28 июня 1948 года; регистрационное удостоверение от 19 июля 1944 года, выданное Люберецким городским исполнительным комитетом; заочное решение Симоновского районного суда г. Москвы от 31 мая 2002 года; определение Савеловского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2002 года; договор дарения доли жилого дома от 07 мая 1993 года; свидетельство
о праве собственности от 04 января 2003 года; справка о переходе прав
на объекты жилищного фонда, выданная Департаментом городского имущества г. Москвы 05 октября 2018 года; карточка на домовладение
от 18 августа1943 года; карточка на домовладение от 14 октября 1966 года; технический паспорт на домовладение, составленный по состоянию
на 11 октября 1988 года; технический паспорт на домовладение, составленный по состоянию на 23 октября 2002 года; план земельного участка от 02 июня 1949 года; план земельного участка от 02 июня 1958 года; план земельного участка от 18 февраля 2009 года; регистрационное удостоверение выданное Исполнительным комитетом Люберецкого Горсовета депутатов трудящихся (БТИ); справка по форме N 3 от 18 сентября 1985 года, выданная Бюро технической инвентаризации Перовского района; справка по форме N 3 от 07 февраля 1990 года, выданная Бюро технической инвентаризации исполкома Перовского района; свидетельство о праве на наследство от 31 мая 1985 года; план земельного участка от 23 июля 1954 года; план земельного участка от 1986 года; план земельного участка от 14 сентября 1949 года; справка об идентификации объекта от 11декабря 2003 года; квитанция об уплате земельного налога от 09 февраля 1995 года; домовая книга от 24 января 1972 года; декларация-заявление в Московский земельный комитет от 12 ноября 1992 года; договор дарения доли домовладения от 24 марта 2003 года; протокол заседания Исполкома Люберецкого Городского Совета депутатов трудящихся от 23 декабря 1949 года; договор передачи доли жилого дома в собственности с условием пожизненного содержания с иждивением от 03 декабря 2003 года; решение Перовского районного суда г. Москвы от 04 октября 2005 года; справка Исполнительного комитета Ухтомского райсовета от 12 июня 1958 года.
Уведомлением Управления Росреестра по городу Москве от 5 декабря 2019 года N 77-0-1-71/3017/2019-451 административным истцам отказано
во внесении в ЕГРН сведений о спорном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.
В качестве основания для отказа указано, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать данный объект ранее учтенным (представленные совместно с заявлением документы
не содержат решения (акта) о предоставлении гражданину заявленного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшими в месте издания данного решения (акта) на момент его издания).
Удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными документами подтверждается, что жилой дом, под строительство которого был предоставлен спорный земельный участок, построен до 1918 года, право собственности на дом зарегистрировано, в установленном порядке перешло к административным истцам и никем не оспорено; из документов на домовладение видно, что
в отношении земельного участка проводились мероприятия по его учету, а домовладельцами уплачивался начисленный государственными органами земельный налог; государственный регистратор в нарушение статьи 29 Закона N 218-ФЗ не осуществил должной правовой оценки имеющихся
в отношении земельного участка сведений, позволяющих считать такой объект недвижимости ранее учтенным, что в течение длительного времени признавалось различными государственными органами, чем нарушил права административных истцов.
При установленных по административному делу обстоятельствах, подтвержденных имеющимися в материалах административного дела доказательствами, судебная коллегия находит выводы судов нижестоящих инстанций верными, основанными на правильном применении и толковании вышеперечисленных положений законодательства.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления Росреестра по городу Москве в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли бы быть поводом
к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой
и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального
и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций
при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 6 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 31 мая 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по городу ФИО2 Н.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текс кассационного определения изготовлен 21 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.