Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 10 октября 2006 г. N А56-30794/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2006 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.А.Фокиной судей И.Б.Лопато, Л.А.Шульга
при ведении протокола судебного заседания: судьей Е.А.Фокиной рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6400/2006) ООО "Медицинская страховая компания "Веста" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2006 года по делу N А56-30794/2005 (судья Е.В. Гайсановская),
по заявлению ООО "Медицинская страховая компания "Веста" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: Арешкин К.В., доверенность от 01.02.2006 года
от ответчика: 1) Смирнова А.В., доверенность от 01.08.2006; 2) Чистяков С.В., доверенность от 18.07.2006 года
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская страховая компания "Веста" (в дальнейшем - ООО "МСК "Веста", страховая компания) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального фонда обязательного медицинского страховая Санкт-Петербурга (далее - ТФ ОМС, фонд), выразившегося в уклонении от заключения договора финансирования с ООО "МСК "Веста", устранить допущенные нарушения прав заявителя путем обязания ТФ ОМС заключить с обществом договор финансирования.
Определением арбитражного суда от 31.10.2005 производство по делу прекращено ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2006 определение отменено. Апелляционная инстанция пришла к выводу о необходимости рассмотрения спора по существу.
Решением суда от 06.05.2006 года в удовлетворении заявления отказано. Суд указал, что фонд письмом от 05.05.2005 N 2776 отказал обществу в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе страховая компания просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильную оценку судом характера спора, который не является гражданско-правовым, а вытекает из административных правоотношений, основанных на публично-правовом характере ответчика как организации, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования. Кроме того, требование об обязании фонда заключить договор финансирования заявлялось не как самостоятельное исковое заявление, а в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ТФ ОМС с апелляционной жалобой не согласен, представил письменный отзыв с изложением своей позиции, настаивая на том, что рассматриваемый спор является спором о праве гражданском. По мнению фонда, заявитель может участвовать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) путем заключения договоров ОМС за счет собственных финансовых средств.
Представители сторон в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "МСК "Веста" имеет лицензию С 2941 78 на осуществление обязательного медицинского страхования на территории Ленинградской области, города Санкт-Петербурга.
31.12.2004 между ООО "МСК "Веста" и ТФ ОМС заключен договор финансирования ОМС N 16/05 сроком действия до 31.03.2005.
20 апреля 2005 года страховая компания обратилась в ТФ ОМС с письмом N 153 о заключении нового договора о финансировании обязательного медицинского страхования в связи с наличием действующих договоров ОМС и договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
ТФ ОМС отказал страховой компании в заключении договора, мотивировав его не соответствием представленного проекта договора договору, разработанному ТФ ОМС Санкт-Петербурга, а также наличием нарушений в проведении ООО "МСК "Веста" обязательного страхования граждан в период с 01.04.2002 по 30.09.2003 (т.1 л.д. 23).
Последующие обращения ООО "МСК "Веста" оставлены фондом без удовлетворения, при этом фонд ссылался на различные основания невозможности заключения договора финансирования.
Так, в письме от 07.11.2005 N 6063 делается ссылка на проводимые "мероприятия по определению необходимости проведения открытого конкурса по выбору страховых медицинских организаций на право осуществления отдельных операций со средствами бюджета Фонда".
В письме от 20.12.2005 N 7018 со ссылкой на практику договорных отношений ТФ ОМС с ООО "МСК "Веста" фонд указал на нецелесообразность заключения договора сданной страховой компанией.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" от 28.06.1991 N 1499-1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатом автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующими органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (статья 12 Закона РФ N 1499-1 в редакции Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2004 N 2088 утверждены Правила обязательного медицинского страхования граждан в Санкт-Петербурге (далее - Правила), раздел 4 которых регулирует взаимоотношения Территориального фонда и страховой медицинской организации.
В соответствии с пунктом 4.4 Правил... Территориальный фонд не имеет права отказать страховой медицинской организации (ее филиалу) в заключении договора при наличии у последней заключенных договоров обязательного медицинского страхования неработающих граждан и договоров на оказание лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), обеспечивающих реализацию Программы ОМС в полном объеме.
Согласно пункту 2 статьи 3 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1 (в редакции Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000) Территориальный фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда.
Материалами дела подтверждается наличие у заявителя действующих договоров обязательного медицинского страхования работающих граждан и договоров на предоставление лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
Аналогичное положение содержат и Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 03.10.2003 N 3856/30-3/и.
Из пункта 4.2 Типовых правил... следует, что договор ТФ ОМС со страховой медицинской организацией заключается на основе Типового договора (приложение к настоящим Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФ ОМС и страховой медицинской организации.
ТФ ОМС не имеет права отказать страховой медицинской организации (ее филиалу) в заключении договора при наличии у последней заключенных договоров обязательного медицинского страхования со страхователями, договоров на оказание лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), обеспечивающих реализацию территориальной программы ОМС в полном объеме.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 20.2001 N 318" следует читать "от 20.03.2001 N 318"
Указом Президента Российской Федерации от 20.2001 N 318 предусмотрена обязательная регистрация имеющих нормативный характер актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Министерство юстиции Российской Федерации проводит юридическую экспертизу актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.12.2003 N 5359 (изменения от 10.05.2006 N 55 зарегистрированы в Минюсте РФ 20.06.2006 за N 7946).
Поскольку ООО "МСК "Веста" в полном объеме отвечает предъявляемым данным нормативным актом к страховой медицинской организации требованиям, бездействие Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, выразившееся в незаключении с ООО "МСК "Веста" договора финансирования обязательного медицинского страхования противоречит пункту 4.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования и, следовательно, подлежит признанию незаконным.
Об отсутствии у Территориального фонда права отказать страховой медицинской организации в заключении договора при наличии у последней заключенных договоров обязательного медицинского страхования неоднократно указал Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (т.1 л.д. 24-29).
Довод Территориального фонда о нарушениях, допускаемых страховой компанией при осуществлении обязательного медицинского страхования, не может быть принят во внимание, поскольку Типовым договором предусмотрены финансовые санкции в случае нарушений страховщиком условий договора.
Согласно пункту 4.13 Типовых правил при выявлении случаев нецелевого v нерационального использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией ТФ ОМС вправе расторгнуть договор с одновременным обращением в орган, выдавший лицензию на обязательное медицинское страхование, с ходатайством о применении к ней соответствующих санкций.
Апелляционная инстанция принимает во внимание, что статьей 15 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования, который соответствует действующим условиям страхования. Этой обязанности страховой медицинской организации корреспондирует отсутствие у Территориального фонда ОМС права отказать страховой медицинской организации в заключении соответствующего договора финансирования ОМС.
Иное нарушало бы право страхователей на свободный выбор страховой организации, предусмотренное статьей 9 Закона РФ N 1499-1 от 28.06.1991.
Довод Территориального фонда о возможности общества заключать договоры обязательного медицинского страхования за счет собственных финансовых средств противоречит смыслу обязательного медицинского страхования. В соответствии со статьей 1 Закона РФ N 1499-1 от 28.06.1991 обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решения, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконным и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принятия решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Государственная пошлина, уплаченная ООО "МСК "Веста" при подаче апелляционная жалобы, подлежит возврату на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2006 года по делу N А56-30794/2005 отменить.
Признать незаконным бездействие Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, выразившееся в уклонении от заключения договора финансирования ООО "Медицинская страховая компания "Веста".
Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Медицинская страховая компания "Веста" путем совершения действий, направленных на заключение соответствующего договора.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
|
Л.А. Шульга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2006 г. N А56-30794/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-30794/2005
10.10.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6400/06
06.05.2006 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-30794/05