Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 мая 2008 г. N А26-4576/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Константинова П.Ю. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от ЗАО "Комилесзаготпром" Горепекина А.И. (доверенность от 09.01.2008);
рассмотрев 27.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Комилесзаготпром" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2007 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 (судьи Згурская М.Л., Протас Н.С., Третьякова Н.О.) по делу N А26-4576/2007,
установил:
Закрытое акционерное общество "Комилесзаготпром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Управление) от 29.06.2007 N 10.
Решением от 14.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит решение от 14.11.2007 и постановление от 27.02.2008 отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
По мнению подателя жалобы, суд применил правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации в той части, в которой они противоречат Лесному кодексу Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а именно: частью 3 статьи 53 ЛК РФ установлено, что противопожарное обустройство лесов, создание систем, средств предупреждения и тушения пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Общество также считает, что выполнило требования пункта 6.2.5 договора аренды, поскольку в соответствии со статьей 53 ЛК РФ и указанным пунктом договора 22.02.2007 заключил с государственным учреждением Республики Карелия "Карельский проектный селекционный-семеноводческий центр" договор N 4 на разработку планов тушения лесных пожаров участоков леса, выделенных арендатору. На основании разработанного и утвержденного в установленном порядке перечня противопожарного оборудования и средств тушения пожаров для пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в городе Олонец на арендуемой территории в Олонецком лесхозе от 12.03.2007 заявитель выполнил требования по оснащенности противопожарным инвентарем в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление о времени и месте рассмотрения жалобы извещено, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.11.2006 федеральное государственное учреждение "Олонецкий лесхоз" (далее - ФГУ "Олонецкий лесхоз", арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор N 4 аренды участков лесного фонда, в том числе в Видлицком, Тулокском, Олонецком и Обжанском лесничествах.
В период с 04.06.2007 по 14.06.2007 Управлением проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом требований водного, земельного, лесного и экологического законодательства при осуществлении лесопользования в зоне деятельности ФГУ "Олонецкий лесхоз".
По результатам проверки Управлением составлена справка от 14.06.2007 и Обществу направлено предписание от 29.06.2007 N 10 о доукомплектовании пункта сосредоточения противопожарного инвентаря и обеспечении лесозаготовительных бригад противопожарным инвентарем.
Не согласившись с законностью вынесенного Управлением предписания, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, руководствуясь Нормами обеспечения противопожарным оборудованием, средствами тушения лесных пожаров владельцев лесного фонда и лесопользователей, введенными в действие приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29.10.1993 N 290 (далее - Нормы), признал необходимость доукомплектования пункта сосредоточения противопожарного инвентаря и обеспечения лесозаготовительных бригад противопожарным инвентарем.
Апелляционная инстанция согласилась с данным выводом.
В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ ЛК РФ введен в действие с 1 января 2007 года и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Этим же Законом установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года. Для приведения договоров аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой Порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 и действует с 02.12.2007.
В силу части 3 статьи 53 ЛК РФ противопожарное обустройство лесов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент проведения проверки Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации были утверждены постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 09.09.1993 N 886 (далее - Правила).
Согласно подпункту "д" пункта 7 раздела II Правил предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица и граждане обязаны иметь в лесу в местах выполнения работ и расположения объектов или в зонах проведения культурно-массовых и других мероприятий противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров по нормам, утверждаемым государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, содержать указанные оборудование и средства в пожароопасный сезон в полной готовности.
Нормы обеспечения противопожарным оборудованием, средствами тушения лесных пожаров владельцев лесного фонда и лесопользователей, были введены в действие приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29.10.1993 N 290 и действовали на момент вынесения оспариваемого Обществом предписания.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что вынесенное предписание о доукомплектовании пункта сосредоточения противопожарного инвентаря и обеспечении лесозаготовительных бригад противопожарным инвентарем является обоснованным. У кассационной инстанции отсутствуют основания считать данный вывод судов ошибочным.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ). Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, на основании которых суд сделал вывод относительно фактических обстоятельств дела.
Между тем доводы жалобы направлены на переоценку тех доказательств и обстоятельств, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем не могут быть приняты кассационной инстанцией.
Нарушений судами норм процессуального или материального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу N А26-4576/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Комилесзаготпром" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2008 г. N А26-4576/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника