Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2008 г. N А56-52240/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Окна Панорама" Орловой Т.В. (доверенность от 06.12.2007 N 56/2), Исаевой СВ. (доверенность от 30.01.2008 N 3), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Черновой А.И. (доверенность от 16.01.2008 N 18/529), Николаевой Е.А. (доверенность от 10.01.2008 N 19/99),
рассмотрев 19.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2008 по делу N А56-52240/2007 (судья Алешкевич О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Окна Панорама" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 29.11.2007 N 631, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и о взыскании с инспекции в пользу общества 10 000 руб. судебных расходов.
Решением от 04.02.2008 суд удовлетворил заявление и взыскал с инспекции в пользу общества 10 000 руб. судебных расходов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты, оставить на обществе судебные расходы в сумме 10 000 руб. и отказать в удовлетворении заявления общества. По мнению инспекции, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, поскольку общество неоприходовало в кассу денежные средства в размере 20 118 руб. 18 коп. Податель жалобы указывает, что Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) не предусмотрено наличие остатка денежных средств (разменной монеты и купюр) в денежном ящике контрольно-кассовой техники ни на начало рабочего дня, ни на конец рабочего дня. Инспекция считает, что сумма излишков в размере 20 118 руб. 18 коп. являлась выручкой (доходом) общества, факт ее выдачи кассиру в качестве разменного фонда по расходному кассовому ордеру документально не подтвержден.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.05.2008.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекцией 29.10.2007 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем обществу офисе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 22.
В ходе проверки инспекцией установлено и указано в акте от 29.10.2007 N 022048/1128 расхождение между суммой наличных денег и суммой. отраженной на контрольной ленте ККМ в размере 20 118 руб. 18 коп.
Полагая, что выявленный излишек денежных средств подтверждает неоприходование обществом в кассу денежной наличности, инспекция в присутствии законного представителя общества Исаевой СП. 27.11.2007 составила протокол об административном правонарушении N 631.
Постановлением инспекции от 29.11.2007 N 631 общество привлечено к предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество оспорило постановление инспекции в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, указав, что инспекцией не доказан факт неполного оприходования обществом денежной наличности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пунктам 22, 23, 24 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. О показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену) согласно постановлению Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 кассир-операционист ежедневно составляет отчет по форме N КМ-6, который вместе с выручкой сдается по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю предприятия.
Таким образом, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия. Следовательно, одним из критериев установления факта неоприходования (неполного оприходования) наличных денежных средств является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.
Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями представителя инспекции в судебном заседании, общество привлечено к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неполном оприходовании в кассу денежной наличности 29.10.2007.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно данным кассовой книги всей организации, по состоянию на конец дня 26.10.2007 (после сдачи наличных денежных средств в банк и инкассатору) отражен остаток денежных средств в размере 64 932 руб. 93 коп., эта же сумма зафиксирована в качестве остатка по кассе на начало дня 27.10.2007 и вошла в сумму 161 290 руб. 42 коп., являющейся остатком на начало дня 29.10.2007.
Как следует из акта проверки соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 27.11.2007 выручка предыдущих дней оприходована в кассу предприятия своевременно и в полном объеме (л.д. 9). Согласно постановления о назначении административного наказания от 29.11.2007 выручка по данным фискального отчета 29.10.2007 составила 158 183 руб. 82 коп., выручка по журналу кассира-операциониста за 29.10.2007 составила 158 183 руб. 82 коп., оприходовано в кассу предприятия 158.183 руб. 82 коп. (л.д. 14).
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что инспекцией не установлена разница между показаниями контрольно-кассовой техники и данными кассовой книги предприятия.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вместе с тем инспекция не доказала, что денежная сумма в размере 20 118 руб. 18 коп. не является остатком, оприходованным в предыдущие дни, а является неоприходованной суммой, полученной обществом 29.10.2007. Инспекцией не представлены доказательства того, что подлежащие, по ее мнению, оприходованию по кассе излишки в размере 20 118 руб. 18 коп. образовались в результате реализации обществом товаров без применения ККМ.
В связи с тем, что инспекция не доказала факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу общества денежной наличности, суд правомерно удовлетворил заявление общества.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации-, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2008 по делу N А56-52240/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г. N А56-52240/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника