Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 мая 2008 г. N А56-39165/2006
См. также решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 апреля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С, судей Клириковой Т.В. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Феникс - М" Захаровой З.В. (доверенность от 11.04.2008), от Балтийской таможни Рождественской К.В. (доверенность от 29.12.2007 N 04-19/1056) и Елистратовой М.Ю. (доверенность от 18.02.2008 N 15-05/2910), от общества с ограниченной ответственностью "Гардарика" Лебедева A.M. (доверенность от 20.08.2007),
рассмотрев 16.05.2008 (после объявленного 14.05.2008 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс-М" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу N А56-39165/2006 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс-М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требований Балтийской таможни (далее - Таможня) от 14.08.2006 N 170 и 172, от 15.08.2006 N 174, 175, 177, 179 и 180, от 18.08.2006 N 201, 203 и 224 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2006 заявление Общества удовлетворено, оспариваемые требования Таможни признаны недействительными.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 решение суда первой инстанции от 22.11.2006 отменено и Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права - статей 3, 4, 40, 124, 325, 323, 348, 349 и 350 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статьи 36 Федерального закона от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О таможенном тарифе"), просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) от 31.07.2006 N 211 "О признании лицензий недействительными" не является основанием для доначисления Обществу таможенных платежей и направления Таможней оспариваемых требований об их уплате. По мнению подателя жалобы, выводы суда апелляционной инстанции "о превышении Обществом установленного объема квот при ввозе товара не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Общество как получатель и декларант в 2005 году на основании внешнеторговых контрактов от 02.03.2005 N 1.24 и от 15.07.2005 N 1.25, заключенных с компанией "Argentine Breeders@Packers" (Аргентина), внешнеторгового контракта от 12.07.2005 N 2.36, заключенного с компанией "SEARA ALIMENTOS S.A." (Бразилия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары ("говядина и свинина замороженные") в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления". При этом Общество применило тарифные преференции, предоставленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 878 "О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году" и N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году" (далее - Постановления N 878 и 879). На основании Постановлений N 878 и 879 Минэкономразвития РФ выдало Обществу разовые лицензии от 18.05.2005 N 747505507847, от 21.09.2005 N 848505514072, 848505514073 и 848505574078, от 12.10.2005 N 74750514958, от 18.10.2005 N 747505514963, 747505514964 и 747505514965, от 19.10.2005 N 74750515476, от 14.11.2005 N 848505516542 на ввоз товаров (говядины и свинины), классифицируемых в товарных позициях 0202 и 0203 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Срок действия выданных Обществу лицензий определен до 31.12.2005.
При таможенном оформлении ввезенных товаров на основании данных лицензий Общество уплатило таможенные платежи в полном объеме с применением пониженных ставок. Впоследствии приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 N 211 вышеназванные лицензии признаны недействительными со дня их выдачи в связи с превышением установленного объема ввоза товаров. Письмом Федеральной таможенной службы от 08.08.2006 N 05-11/27552 соответствующим таможенным органам предложено принять меры по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в связи с признанием лицензий недействительными.
Таможня, проверив в порядке статьи 361 ТК РФ документы и сведения, представленные Обществом при оформлении ввоза товаров по спорным лицензиям, выявила наличие у декларанта задолженности по уплате таможенных платежей. По результатам проверки Таможня направила Обществу требования от 14.08.2006 N 170 и 172, от 15.08.2006 N 174, 175, 177, 179 и 180, от 18.08.2006 N 201, 203 и 224 об уплате таможенных платежей и пеней.
Общество оспорило требования Таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал оспариваемые требования Таможни недействительными, сделав вывод о правомерном исчислении Обществом таможенных платежей в соответствии с присвоенными товарамкодами ТН ВЭД, поскольку на момент ввоза товаров выданные декларанту лицензии являлись действующими, поэтому оснований для доначисления таможенных платежей у таможенного органа не имелось.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что факт выдачи Обществу лицензий с превышением тарифной квоты свидетельствует об отсутствии у них юридической силы с момента выдачи, поэтому Таможня обоснованно направила декларанту спорные требования об уплате таможенных платежей и пеней.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно статье 3 Закона "О таможенном тарифе" ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:
-.установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;
-. от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
-. происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Для целей статьи 36 Закон "О таможенном тарифе" под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода. К товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации на уровнях, достаточных для обеспечения эффективности тарифной квоты и достижения целей, установленных пунктом 4 статьи 36 Закона "О таможенном тарифе".
В силу пункта 4 статьи 36 Закона "О таможенном тарифе" тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли. Объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории Российской Федерации и объемом производства аналогичного российского товара.
Ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 36 Закона "О таможенном тарифе").
Подпунктом "г" пункта 1 Постановления N 878 и подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 879 утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении говядины мороженой и свинины, ввозимых в объеме и порядке, указанных в дополнительных примечаниях 1 и 2 Таможенного тарифа Российской Федерации к группе 02 ТН ВЭД. Согласно названным примечаниям в соответствующие подсубпозиции включаются товары, суммарный объем ввоза которых в Российскую Федерацию в 2005 году составляет в отношении говядины - 430 тыс. тонн и в отношении свинины - 467,4 тыс. тонн (при наличии лицензии, выданной компетентным органом).
В результате проведенной Минэкономразвития РФ проверки установлено, что отдельным импортерам, в том числе Обществу, лицензии выданы с превышением предусмотренных постановлениями Правительства N 878 и 879 объемов тарифных квот, в связи с чем указанные лицензии приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 N 211 признаны недействительными (полностью или частично) с момента их выдачи.
Доводы подателя жалобы о том, что на момент таможенного оформления товаров лицензии не были признаны недействительными суд кассационной инстанции считает несостоятельными по следующим основаниям.
По смыслу положений статей 3 и 36 Закона "О таможенном тарифе", а также изменений в ТН ВЭД, утвержденных Постановлениями N 878 и 879, применение пониженных ставок таможенной пошлины связывается законодателем с фактом ввоза товаров в объеме, не превышающем тарифную квоту, поэтому необоснованная выдача лицензий не является обстоятельством, освобождающем плательщика от обязанности уплатить таможенные платежи в размере, предусмотренном законом.
Согласно пункту 7 статьи 36 Закона "О таможенном тарифе" выдача лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности. Доли тарифной квоты распределяются между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию Российской Федерации заявителем товара, происходящего из иностранного государства и поименованного в пункте 3 этой статьи, в предыдущем календарном году.
Таким образом, количество товаров, соответствующее доле тарифной квоты, указывается заявителем при обращении в уполномоченный орган. Доли тарифной квоты распределяются не решением уполномоченного органа, принимаемым по его усмотрению, а путем применения единой методики на основании объективных критериев, известных всем заинтересованным лицам, - пропорционально объему ввоза в предыдущем году. Формула исчисления доли тарифной квоты, причитающейся каждому участнику внешнеэкономической деятельности, утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 29.01.2005 N 15.
Правовые основания для приостановления и аннулирования лицензий в связи с обстоятельствами, возникшими после их выдачи, установлены пунктом 13 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1299, а также пунктом 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Вследствие установления факта неуплаты Обществом таможенных платежей в размере, предусмотренном законом, Таможня правомерно до применения мер принуждения выставила оспариваемые Обществом требования об уплате этих платежей, а потому доводы подателя жалобы о неправильном применение апелляционным судом положений статей 348, 349 и 350 ТК РФ суд кассационной инстанции считает несостоятельными.
Представленным в материалы дела доказательствам апелляционным судом дана оценка в их совокупности по правилам статей 65 и 71 АПК РФ.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом апелляционной инстанций в результате всесторонней и объективной оценки представленных в ходе судебного разбирательства доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу N А56-39165/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс-М" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2008 г. N А56-39165/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника