Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 мая 2008 г. N А66-4400/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Власовой М.Г. и Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 14.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нутриция" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.11.2007 (судья Силаев Р.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2008 (судьи Елагина O.K., Митрофанов О.В., Моисеева И.Н.) по делу N А66-4400/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НТИ АВ" (далее - ООО "НТИ АВ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Управлению муниципального заказа администрации города Твери (далее - Управление муниципального заказа), Управлению здравоохранения администрации города Твери (далее - Управление здравоохранения), муниципальному учреждению здравоохранения "Детская городская больница N 2" (далее - Больница), обществу с ограниченной ответственностью "Нутриция" (далее - ООО "Нутриция") и с учетом уточнения своих требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило:
- признать недействительными оформленные двумя протоколами от 22.06.2007 решения конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключения муниципального контракта по закупке в 2007 году для Больницы сухих молочных смесей и витаминизированной молочной продукции (далее - Конкурс) принятого по лоту N 1 (молочная адаптированная смесь для детей в возрасте от 0 до 3 месяцев "Нутрилон I" или его эквивалент) и лоту N 2 (сухая молочная адаптированная смесь для детей в возрасте от 6 месяцев до 12 месяцев "Нутрилон II" или его эквивалент), и муниципальный контракт от 17.07.2007 N 3090 (далее - Контракт от 17.07.2007), заключенный с ООО "Нутриция";
- применить последствия недействительности Контракта от 17.07.2007 в виде прекращения его действия на будущее;
- понудить Управление муниципального заказа согласовать муниципальный контракт, подписанный 16.05.2007 Управлением здравоохранения, Больницей и истцом, и включить этот контракт в реестр муниципальных контрактов г. Твери.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление ФАС) и закрытое акционерное общество "УМКА-ФАМКЭР" (далее - ЗАО "УМКА-ФАМКЭР").
Решением от 01.11.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2008, признаны недействительными решения конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключения муниципального контракта по закупке сухих молочных адаптированных смесей для детей в возрасте до одного года для Больницы по лотам N 1 и 2, оформленные протоколами от 22.06.2007; признан недействительным Контракт от 17.07.2007; применены последствия недействительности Контракта от 17.07.2007 в виде прекращения его действия на будущее; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "Нутриция", ссылаясь на допущенные, по его мнению, судом нарушения норм материального и процессуального права, просит названные решение и постановление отменить, производство по делу прекратить.
Управление ФАС в отзыве на кассационную жалобу просит решение от 01.11.2007 и постановление от 15.01.2008 отменить.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены o месте и времени его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением муниципального заказа 03.05.2007 проведен Конкурс.
Конкурсной комиссией 03.05.2007 произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе и 10.05.2007 его участниками по лотам N 1 и 2 признаны ООО "НТИ АВ", ЗАО "УМКА-ФАМКЭР" и ООО "Нутриция".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 11.05.2007 конкурсная комиссия присвоила заявке ООО "НТИ АВ" по лотам N 1 и 2 номер 1 и предписала Управлению здравоохранения (заказчик) в трехдневный срок передать ООО "НТИ АВ" проект муниципального контракта.
При этом оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществлялась конкурсной комиссией с учетом решения экспертной комиссии в составе специалистов-медиков, проводившей 04.05.2007 оценку количественного и качественного состава предлагаемых к поставке сухих молочных адаптированных смесей.
ООО "НТИ АВ", Больница и Управление здравоохранения 16.05.2007 подписали муниципальный контракт на поставку молочных смесей, однако он не был согласован Управлением муниципального заказа.
ООО "Нутриция", не согласившись с решением конкурсной комиссии от 11.05.2007, обратилось с жалобой в Управление ФАС, которое 28.05.2007 вынесло в адрес конкурсной комиссии предписание N 04-6/3-25-2007 о прекращении нарушений в сфере размещения заказов с предложением в срок до 01.06.2007 отменить протокол рассмотрения заявок от 10.05.2007 в части допуска к участию в Конкурсе ЗАО "УМКА-ФАМКЭР" и протокол оценки и сопоставления заявок от 11.05.2007.
Во исполнение названного предписания конкурсная комиссия 30.05.2007 приняла решения:
отменить протокол рассмотрения заявок в части принятия решения по лотам N 1 и 2;
отменить протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 11.05.2007;
произвести 30.05.2007 повторную оценку и сопоставление заявок на участие в Конкурсе.
Конкурсной комиссией в этот же день приняты решения о допуске к участию в Конкурсе по лотам N 1 и 2 и признании его участниками ООО "НТИ АВ" и ООО "Нутриция".
По результатам повторной оценки и сопоставления заявок названных лиц конкурсной комиссией (протокол от 30.05.2007) заявке ООО "НТИ АВ" по лотам N 1 и 2 присвоен номер 1 и заказчику предписано в трехдневный срок передать победителю Конкурса проект муниципального контракта.
Вновь не согласившись с решениями конкурсной комиссии, ООО "Нутриция", обжаловало его в Управление ФАС, которое 15.06.2007 вынесло в адрес конкурсной комиссии предписание N 04-6/3-36-2007 с предложением в срок до 25.06.2007 отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 30.05.2007.
Во исполнение названного предписания конкурсная комиссия 22.06.2007 приняла решения отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 30.05.2007 и провести повторную оценку и сопоставление заявок на участие в Конкурсе.
Решением от 22.06.2007, оформленным соответствующим протоколом, конкурсная комиссия по результатам оценки и сопоставления заявок заявке ООО "Нутриция" присвоила номер 1, а заявке ООО "НТИ АВ" - номер 2 и предписала заказчику в трехдневный срок передать победителю Конкурса проект муниципального контракта.
ООО "Нутриция", Больница и Управление здравоохранения заключили Контракт от 17.07.2007 и приступили к его исполнению.
К ноябрю 2007 года обязательства по Контракту от 17.07.2007 исполнены сторонами на 75%.
Ссылаясь на допущенные конкурсной комиссией нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), ООО "НТИ АВ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 1 и 2 статьи 28 Закона N 94-ФЗ в редакции, действующей на момент проведения Конкурса, конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десять дней со дня подписания протокола, указанного в части 2 статьи 27 Закона N 94-ФЗ. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
При этом Законом N 94-ФЗ не предусмотрена возможность конкурсной комиссии отменять свои решения о подведении итогов конкурса и повторно оценивать и сопоставлять заявки участников конкурса.
Пунктом 18.2 Инструкции по подготовке заявок на участие в Конкурсе (далее - Инструкция), являющаяся частью конкурсной документации, предусмотрено, что для выявления лучших условий исполнения контракта конкурсная комиссия должна оценить и сопоставить заявки участников Конкурса в соответствии с критериями и в порядке, установленных в информационной карте Конкурса.
Пунктом 17 информационной карты Конкурса установлены критерии оценки конкурсных заявок и значения их весовых коэффициентов: качественные характеристики товара - 0,8, цена - 0,2.
Согласно пункту 18.3 Инструкции присвоение заявкам участников конкурса порядковых номеров по критерию "Качественные характеристики товара" осуществляются экспертной комиссией.
Вместе с тем конкурсная документация не содержала какие-либо сведения о подлежащих учету конкурсной комиссией критериях оценки качества товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по-иску заинтересованного лица.
Принимая во внимание, что конкурсной комиссией решение о признании ООО "Нутриция" победителем Конкурса принималось без учета мнения экспертной комиссии, заявки участников Конкурса рассмотрены по истечении 10 дней с момента вскрытия конвертов с этими заявками, а итоги конкурса подводились неоднократно, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что обжалуемые решения конкурсной комиссии приняты с нарушением требований Закона N 94-ФЗ и ущемляют права и интересы ООО "НТИ АВ", а потому подлежат признанию недействительнымы.
В связи с тем, что силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, суд обоснованно признал подлежащим удовлетворению требование истца о признании недействительным Контракта от 17.07.2007.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Учитывая, что Контракт от 17.07.2007 исполнен его сторонами на 75%, к нему в связи с признанием недействительным не могут быть применены предусмотренные пунктом 2 статьи 167 ГК РФ последствия, судом принято правильное решение о прекращении его действия на будущее время.
Поскольку в настоящее время утрачена возможность на заключение муниципального контракта на поставку для Больницы в 2007 г. молочных смесей, то требование истца о понуждении Управления муниципального заказа согласовать муниципальный контракт, подписанный 16.05.2007 Управлением здравоохранения, Больницей и истцом, и включении этого контракта в реестр муниципальных контрактов г. Твери, судом обоснованно отклонено.
Доводы подателя кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, а потому в силу статей 286 и 287 АПК РФ не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.11.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2008 по делу N А66-4400/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нутриция" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
М.Г. Власова |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2008 г. N А66-4400/2007
Иск ООО к Управлениям, Учреждению и Обществу о признании недействительным решения конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключения муниципального контракта по закупке сухих молочных адаптированных смесей для детей, а также о понуждении Управления согласовать муниципальный контракт частично удовлетворен, поскольку конкурсная документация не содержала каких-либо сведений о подлежащих учету конкурсной комиссией оценки качества товара, вследствие чего торги были признаны недействительными, что влечет и недействительность договора
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника