Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 июня 2008 г. N А56-18255/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 мая 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бухарцева С.Н. и Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" Смирнова И.А. (доверенность от 20.12.2007 N 35-08/631), Кирилловой Ю.А. (доверенность от 20.12.2007 N 35-08/618), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Илларионова В.Л. (доверенность от 15.10.2007), Козловой О.А. (доверенность от 05.12.2007), от закрытого акционерного общества "Газкомплекттелеком" Сорокина Ю.В. (доверенность от 07.03.2007), от общества с ограниченной ответственностью "Март-ТС" Тинкович О.В. (доверенность от 01.04.2008),
рассмотрев 10.06.2008 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 по делу N А56-18255/2007 (судьи Горбачева О.В., Протас Н.И., Третьякова НО.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "СЗТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФАС) от 22.05.2007 (исх. N 10-101 от 04.06.2007) и предписания от 22.05.2007 (исх. N 10/2398-52 от 04.06.2007) по делу N К10-102/06 о нарушении ОАО "СЗТ" положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда первой инстанции от 25.09.2007 к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Март-ТС" (далее - ООО "Март-ТС") и закрытое акционерное общество "Газкомплекттелеком" (далее - ЗАО "Газкомплекттелеком").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2007 ОАО "СЗТ" в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 решение суда от 26.10.2007 отменено, оспариваемые ОАО "СЗТ" решение и предписание УФАС от 22.05.2007 признаны недействительными.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что ОАО "СЗТ", как доминирующий хозяйствующий субъект на рынке местной телефонной связи, в нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ навязывает интернет-провайдерам, оказывающим услуги коммутируемого доступа в сеть Интернет абонентам заявителя, невыгодные условия договора о присоединении. Действия заявителя по формированию ценообразования на услуги доступа в сеть Интернет нарушают, по мнению УФАС, положения пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи"), поскольку не обеспечивают равных условий по пропуску трафика для интернет-провайдеров и филиалов ОАО "СЗТ".
В кассационной жалобе ОАО "СЗТ" просит исключить из мотивировочной части постановления апелляционного суда выводы, касающиеся нарушения заявителем положений пункта 6 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, а в остальной части постановление от 26.02.2008 оставить без изменения. Податель жалобы считает, что апелляционный суд вышел за пределы рассмотрения дела, указав на наличие в действиях ОАО "СЗТ" признаков злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар в части дифференциации цен в ночное время, поскольку оспариваемыми ненормативными актами УФАС не вменяет заявителю отказ предоставлять операторам связи такую дифференциацию цен в ночное время при определенном объеме трафика.
В судебном заседании представители УФАС и ОАО "СЗТ" поддержали доводы, приведенные в своих кассационных жалобах.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании просили постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель ЗАО "Газкомплекттелеком" заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью своевременно ознакомиться с отзывом ОАО "СЗТ" и представить на него возражения. Судом кассационной инстанции данное ходатайство отклонено, поскольку отзыв ОАО "СЗТ", поступивший в суд 09.06.2008, положениям частей 2 и 5 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не соответствует, поэтому не является надлежащим процессуальным документом.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что определением от 24.10.2006 N 10/3674-174 УФАС по собственной инициативе возбудило в отношении ОАО "СЗТ" дело N К10-102/06 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения которого установило, что ОАО "СЗТ", повысив плату за услуги "местного инициирования вызова за номера доступа к услугам телематических служб" для интернет-провайдеров, предоставляющих услуги абонентам заявителя по технологии dial-up, оказывает негативное влияние на конкуренцию на рынке доступа в сеть Интернет.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесении УФАС решения от 22.05.2007, которым "действия ОАО "СЗТ" как доминирующего хозяйствующего субъекта на рынке местной телефонной связи, выразившиеся в навязывании интернет-провайдерам, оказывающим услуги коммутируемого доступа в сеть Интернет абонентам ОАО "СЗТ", невыгодных условий договора с присоединении по цене на услуги местного инициирования вызова, которая установлена на уровне предельной максимальной регулируемой Россвязьнадзором цены и выше цены аналогичной услуги, учитываемой в пользовательском тарифе ОАО "СЗТ" на коммутируемый доступ в сеть Интернет для своих абонентов", квалифицированы как нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Предписанием от 22.05.2007 УФАС обязало ОАО "СЗТ" в срок до 01.07.2007 "прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке местной телефонной связи и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке коммутируемого доступа в сеть Интернет при установлении платы за услугу местного инициирования вызова для взаимодействующих по договору о присоединении операторов сетей связи общего пользования, а именно:
обеспечить установление платы за услуги местного инициирования вызова (в пределах минимального и максимального уровня цен, установленных регулирующим органом) на одинаковом уровне с ценой такой услуги, учитываемой ОАО "СЗТ" в действующем пользовательском тарифе на услугу коммутируемого доступа в сеть Интернет;
внести изменения в действующие с 30.06.2007 экономические условия присоединения в части установления платы на услугу местного инициирования вызова".
Считая решение и предписание УФАС незаконными, ОАО "СЗТ" обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции решением от 26.10.2007 отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод, что ОАО "СЗТ", устанавливая предельные максимальные цены на услуги по пропуску трафика, понуждает присоединенных операторов связи (интернет-провайдеров) заключать договоры (дополнительные соглашения) на заведомо невыгодных для них условиях, чем нарушает положения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Апелляционный суд отменил решение от 26.10.2007, указав на несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов УФАС положениям статьи 10 Закона N 135-ФЗ и пункта 1 статьи 19 Закона "О связи", установив при этом факт нарушения ОАО "СЗТ" пункта 6 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что постановление от 26.02.2008 подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 21.10.2005 N 39 в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона "О связи" ОАО "СЗТ" включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.
В статье 19 Закона "О связи" приведен перечень требований к порядку присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.
Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц (пункт 1 статьи 19 Закона "О связи").
Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, и его обязанности при присоединении сетей электросвязи и взаимодействии с сетями электросвязи других операторов связи определяются в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 19 Закона "О связи").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161 утверждены Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (далее - Правила), которые определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, а также существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.
Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключенных операторами сетей связи договоров о присоединении сетей электросвязи (далее - договор о присоединении) и с соблюдением требований, установленных Правилами (пункт 8).
В соответствии с пунктом 30 Правил цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Порядок регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627 утверждены Правила государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги пропуска трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, в соответствии с пунктом 3 которых государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика осуществляет Федеральное агентство связи путем установления предельных (максимальных и (или) минимальных) цен (далее - предельные цены) на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.
Федеральная служба по надзору в сфере связи приказом от 19.06.2006 N 51 установила предельные цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что руководитель ОАО "СЗТ" в соответствии с требованиями Закона "О связи", постановления Правительства от 28.03.2005 N 161 и приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 N 51 издал приказ от 30.06.2006 N 266-пр о введении с 01.07.2006 "Экономических условий присоединения", в которые приказом от 10.07.2007 N 298пр внесены дополнения. Данными приказами установлены цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика в телефонной сети связи общего пользования, наименования услуг и порядок расчетов за оказанные услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии доказательств навязывания ОАО "СЗТ" интернет-провайдерам невыгодных условий договора о присоединении, поскольку в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС не установлена цена услуги местного инициирования вызова, которая учитывается ОАО "СЗТ" в тарифе на коммутируемый доступ в сеть Интернет для своих пользователей.
При этом в мотивировочной части постановления от 26.02.2008 суд апелляционной инстанции установил в действиях ОАО "СЗТ" нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, которое при вынесении УФАС оспариваемых решения и предписания заявителю не вменялось, поэтому суд кассационной инстанции, исходя из положений статьи 40 Закона N 135-ФЗ и части 4 статьи 200 АПК РФ, считает, что данные выводы подлежат исключению из обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьям 104 и 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 по делу N А56-18255/2007 изменить.
Из мотивировочной части постановления от 26.02.2008 исключить выводы, касающиеся нарушения открытым акционерным обществом "Северо-Западный Телеком" положений пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В остальной части постановление от 26.02.2008 оставить без изменения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции, а также в пользу открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" 1 000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2008 г. N А56-18255/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника