Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июня 2008 г. N А56-54934/2005
См. также решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2007 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кирейковой Г.Г. и Старченковой В.В.,
при участии от ООО "Бокситогорский водоканал" Солонцова Ю.А. (дов. от 13.03.2008, от администрации муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области Комисарова Р.Ю. (дов. от 09.01.2007), от администрации Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Гусевой Э.А. (дов. от 09.01.2008),
рассмотрев 10.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 (судьи Масенкова И.В., Зайцева Е.К., Копылова Л.С.) по делу N А56-54934/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бокситогорский водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области (далее - Администрация) о взыскании 7.727.658 руб. 84 коп. задолженности за оказанные услуги по обеспечению потребителя - муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области (далее - МО "Бокситогорский район") - холодным и горячим водоснабжением на основании договоров от 04.01.2003 N 13 и N 14 (далее - договоры N 13 и N 14) за период с января по сентябрь 2005 года.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-эксплуатационный коммунальный центр" (далее - Предприятие).
Определением от 03.07.2006 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Предприятия на муниципальное унитарное предприятие "Бокситогорская жилищная управляющая компания" (далее - Компания).
Решением от 02.10.2006 иск удовлетворен, с Администрации в пользу Общества взыскано 7.727.658 руб. задолженности, с Администрации в доход федерального бюджета взыскано 50.138 руб. 29 коп. государственной пошлины по иску.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 решение изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Взыскать с МО "Бокситогорский район" в пользу Общества 7.727.658 руб. задолженности".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2007 решение от 02.10.2006 и постановление от 14.12.2006 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела истец уменьшил исковые требования до 4.147.642 руб. 10 коп., попросив взыскать задолженность с муниципального образования "Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Район) и с администрации Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация Поселения).
Определением от 25.06.2007 ответчик заменен на Администрацию Поселения и на администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация района).
Определением от 15.10.2007 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Комитет финансов Администрации района.
Решением от 18.12.2007 с Администрации Поселения и с Района солидарно в пользу Общества взыскано 4.147.642 руб. 10 коп. задолженности, с каждого ответчика в доход федерального бюджета взыскано по 16.119 руб. 10 коп. государственной пошлины по иску.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 решение от 18.12.2007 отменено, с Района взыскано 4.147.642 руб. 10 коп. задолженности в пользу Общества и 32.238 руб. 21 коп. государственной пошлины по иску в доход федерального бюджета, в удовлетворении иска к Администрации Поселения отказано, с Общества в пользу Администрации Поселения взыскано 1.000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на несоответствие выводов суда обеих инстанций обстоятельствам дела, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств и неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы ее податель жалобы указывает следующее:
- договоры N 13 и N 14 прекратили свое действие 31.12.2003 и доказательств их продления на 2004-2005 годы в деле не имеется;
- апелляционный суд взыскал задолженность не с органа местного самоуправления, а с публично-правового образования, от имени которого в гражданском обороте должны выступать его органы в рамках имеющейся у них компетенции.
Податель жалобы полагает, что, вопреки доводам апелляционного суда, судебными актами, ранее принятыми по иным делам, рассмотренным с участием тех же лиц, не установлено обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для данного дела.
По мнению Администрации района, правопреемником МО "Бокситогорский район" по расходным обязательствам местного значения, из которых возник взыскиваемый долг, является Поселение.
В жалобе указывается на то, что судом обеих инстанций не выяснено существенное для дела обстоятельство - на каком уровне были определены в спорный период платежи граждан за коммунальные услуги.
В судебном заседании представитель администрации района поддержал жалобу, представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы, представитель администрации Поселения частично согласился с доводами жалобы.
Компания извещена о времени и месте рассмотрения дела, но представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом, Предприятием и Администрацией 04.01.2003 заключены договоры N 13 и N 14 на обеспечение потребителей муниципального образования услугами холодного водоснабжения, канализации, теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Заказчиком услуг и их получателем, как видно из содержания указанных договоров, является Администрация, исполнителем - Общество, а Предприятие обязано перечислять Обществу денежные средства, поступившие от потребителей и Администрации. Администрация обязалась перечислять Предприятию из бюджета муниципального образования денежные средства на возмещение убытков Общества, составляющих разницу между стоимостью оказываемых услуг и поставляемых ресурсов и денежными средствами, поступившими за эти услуги и ресурсы от конечных потребителей.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании актов фактического оказания услуг в январе-сентябре 2005 года истцом были выставлены счета фактуры от 31.01.2005 N 132, от 28.02.2005 N 293, от 31.03.2005 N 445, от 30.04.2005 N 626, от 31.05.2005 N 780, от 30.06.2005 N 878, от 31.07.2005 N 983, от 31.08.2005 N 1082, от 30.09.2005 N 1176 на общую сумму 41.127.515 руб. 74 коп., по которым ответчик перечислил 33.399.856 руб. 90 коп. С требованием о взыскании оставшейся задолженности в сумме 7.727.658 руб. 84 коп. Общество обратилось в арбитражный суд.
Стоимость и объем оказанных Обществом услуг подтверждены счетами-фактурами и актом сверки и не оспариваются сторонами.
На основании Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) Законом Ленинградской области N 78-оз МО "Бокситогорский район" наделено статусом муниципального района (Бокситогорский муниципальный район) с административным центром в г. Бокситогорске, установлены его границы, установлены границы входящих в состав МО "Бокситогорский муниципальный район" муниципальных образований, которые наделены статусом городских и сельских поселений, при этом Поселение наделено статусом городского поселения.
Решением Совета депутатов Района от 01.12.2005 N 13 утвержден устав Района, зарегистрированный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу 16.12.2005 за государственным регистрационным N RU475010002005001.
Статьей 50 устава установлено, что Район является правопреемником по всем правам и обязанностям МО "Бокситогорский район" в соответствии с передаточным (разделительным) актом (т.2, л.д. 80).
Положениями статьи 64 устава Поселения установлено, что Поселение является правопреемником Района по всем правам и обязанностям МО "Бокситогорский район".
Согласно части 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона, то есть с 01.01.2006.
В соответствии с частью 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом, который утверждается законом субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 (далее - Правила), разграничение обязательств осуществляется между органами местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих полномочия по решению вопросов местного значения в периоды, установленные частями 3, 4 и 5 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, и органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в части решения вопросов местного значения, входящих в компетенцию муниципальных образований в соответствии со статьями 14-16 Закона N 131-ФЗ.
Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 Закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 3 Правил разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта.
В силу пункта 4 Правил основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Закона N 131-ФЗ, а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений. Наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день, установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Закона N 131-ФЗ не является основанием для разграничения долговых обязательств между муниципальным районом и расположенными в его границах поселениями.
Из передаточного акта от 31.01.2006, данные которого были исследованы и оценены апелляционным судом, следует, что предъявленная по данному делу к взысканию задолженность перед Обществом Поселению не передана.
Исследовав представленные в дело доказательства, апелляционный суд установил, что долг подлежит взысканию с Района как с публично-правового образования, от имени которого выступает Администрация района, что повлекло правомерный вывод о необходимости отмены решения суда первой инстанции, необоснованно применившего солидарную ответственность.
Кроме того, при оценке доказательств апелляционный суд обоснованно признал, что обстоятельства, установленные судебными актами, принятыми по рассмотренным с участием тех же лиц делам N А56-22414/2003, N А56-7683/2005, N А56-20991/2004, являются преюдициально установленными для данного дела.
Объем платежей, установленный для граждан, не влияет на размер ответственности Района при оплате долга за оказанные Обществом услуги.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые являлись бы основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не допущено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 по делу N А56-54934/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2008 г. N А56-54934/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника