Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июня 2008 г. N А52-4569/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 апреля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Старченковой В.В., Сосниной О.Г.,
при участии от муниципального предприятия города Пскова "Псковская коммерческая палата" Ефимовой Т.В. (доверенность от 28.05.2008), Вдовиной Н.И. (доверенность от 18.10.2007), от Псковской городской Думы Шикун Н.И. (доверенность от 28.06.2007), Жуковой Е.Н. (доверенность от 30.11.2007), от Администрации муниципального образования "Город Псков" Семенова М.М. (доверенность от 28.05.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Пскова "Псковская коммерческая палата" на решение Арбитражного суда Псковской области от 11.12.2007 (судья Яковлев А.Э.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 (судьи Бочкарева И.Н., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.) по делу N А52-4569/2007,
установил:
муниципальное предприятие "Псковская коммерческая палата" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными (с учетом уточнения требований) пунктов 3, 4 решения Псковской городской Думы (далее - Дума) от 31.10.2007 N 175 о ликвидации Предприятия и созданию ликвидационной комиссии из числа депутатов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Город Псков" (далее - Администрация).
Решением от 11.12.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008, заявление удовлетворено частично: пункт 4 оспариваемого решения признан недействительным, в остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление в части отказа, признав решение Думы о ликвидации Предприятия недействительным. Податель жалобы полагает, что принятое представительным органом решение о ликвидации муниципального предприятия выходит за рамки его полномочий, определенных в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ); принятие решения о ликвидации Предприятия является прерогативой исполнительного органа Администрации муниципального образования "Город Псков".
В судебном заседании представители Предприятия и Администрации поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представители Думы просили оставить решение и постановление без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела учредителем Предприятия является муниципальное образование "Город Псков" в лице Комитета по управлению муниципальными имуществом (далее - Комитет). Предприятие зарегистрировано распоряжением Администрации города Пскова от 09.03.1993 N 591-р. В целях приведения учредительного документа Предприятия в соответствие с требованиями Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ (далее - Закон N 161-ФЗ) решением Комитета от 25.06.2003 N 460 утверждена новая редакция устава, Предприятие внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Пунктами 8.1, 8.2 устава определено, что Предприятие может быть ликвидировано по решению Думы, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами. В случае принятия решения о ликвидации Предприятия Администрация назначает ликвидационную комиссию (пункт 8.4 устава).
На заседании 9 сессии Псковской городской Думы 31.10.2007 принято решение N 175 "Об информации исполняющего обязанности председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова Сыскова А.И. по вопросу продажи акций закрытого акционерного общества "Телеком", принадлежащих муниципальному образованию "Город Псков". Пунктом 3 решено ликвидировать Предприятие, а пунктом 4 создана ликвидационная комиссия в составе 8 человек из состава депутатов Думы.
Принятие решений о ликвидации муниципальных предприятий, по мнению заявителя, находится в компетенции Администрации города Пскова в лице уполномоченного органа -Комитета. Данные обстоятельства послужили основаниями для обращения Предприятия с настоящим заявлением.
Требования Предприятия мотивированы тем, что решение Думой вопроса о ликвидации Предприятия нарушает положения статей 35, 37 Закона N 131-ФЗ, а обязательность проверки обоснованности принятия решения о ликвидации Предприятия вытекает из положений, установленных в "Порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений" (утвержден решением Думы от 29.05.2007 N 70 в редакции от 13.07.2007).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 35 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 5, пунктом 6 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Аналогичные полномочия предоставлены Думе статьей 23 устава муниципального образования город Псков.
Таким образом, Дума, как представительный орган местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, регулирующие, в том числе и определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Статьей 35 устава муниципального образования "Город Псков" определено, что Дума, глава города и Администрация взаимодействуют в решении вопросов местного значения в интересах города Пскова, руководствуясь общностью решения задач, принципами законности и гласности, разграничения полномочий в рамках компетенции, установленной настоящим уставом.
При рассмотрении спора суд первой инстанции, в обоснование правомерности принятого Думой решения о ликвидации Предприятия сослался на "Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений", утвержденный решением Думы от 29.05.2007 N 70. В указанном нормативном акте представительный орган местного самоуправления определил не только порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, но и установил полномочия Думы по принятию таких решений.
Указанное положение закреплено и в статье 8 устава Предприятия, из которой следует, что оно может быть ликвидировано, в том числе и по решению Думы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно указал, что решение Думы от 29.05.2007 N 70, как не обжалованное и не признанное недействующим, дает право последней выносить решения о ликвидации муниципальных унитарных предприятий.
Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу N А52-4569/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Псковская коммерческая палата" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
В.В. Старченкова |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2008 г. N А52-4569/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника