Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июня 2008 г. N А66-5340/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "КСК" -Титов В.А. (доверенность от 05.05.2008),
рассмотрев 10.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "КСК" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2007 по делу N А66-5340/2006 (судья Закутская С.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "КСК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Военному комиссариату Тверской области (далее - Военный комиссариат) о взыскании 404 000 руб. расходов, возникших в результате изготовления и установки памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества.
Определением от 04.09.2006 дела N А66-5340/2006, А66-5351/2006, А66-5352/2006, А66-5353/2006, А66-5354/2006, А66-5355/2006, А66-5356/2006, А66-5357/2006, А66-5358/2006, А66-5359/2006. А66-5360/2006, А66-5361/2006, А66-5362/2006 объединены в одно производство с присвоением делу N А66-5340/2006.
Определением от 04.09.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) и закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания".
Решением от 07.12.2007 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.
Податель жалобы считает, что относится к числу уполномоченных лиц, которым могут быть возмещены расходы. По мнению Общества, данное обстоятельство подтверждается заключенными с родственниками погибших договорами, в которых родственники доверили Обществу получение (истребование) от их имени денежных средств для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а также дополнительно заключенными с родственниками погибших договорами уступки права требования.
В отзыве на кассационную жалобу Военный комиссариат просит оставить решение без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по оказанию ритуальных услуг населению. В период с 19.04.2005 по 15.10.2005
Общество заключило с гражданами, имеющими право на оплату расходов на изготовление и установку надгробия умершим родственникам за счет Минобороны РФ, договоры. Согласно договорам Общество (исполнитель) гарантирует заказчику своевременно изготовить и установить надгробный памятник на месте погребения умершего (погибшего). Пунктом 2.2.4 договоров предусмотрено, что заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю получение (истребование) от своего имени денежных средств от Минобороны РФ для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника на месте погребения умершего.
Общество, исполнив свои обязанности по договору, обратилось в Военный комиссариат с требованием компенсировать стоимость оказанных услуг по изготовлению и установке; памятников.
Поскольку Военный комиссариат отказался возместить Обществу указанные расходы, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, так как пришел к выводу, что правом на получение компенсации обладают родственники погибших (умерших) или лица, взявшие на себя обязанность по увековечиванию памяти погибшего (умершего), являющиеся заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников и оплатившие стоимость их изготовления.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для с мены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон) оплата расходов на погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, в том числе на изготовление и установку надгробия, производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
Порядок изготовления и установки надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим, оплаты работ по их изготовлению и установке названым Законом не урегулирован.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 51) на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественныe параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение указанного постановления Минобороны РФ приказом от 05.11.2000 N 500 утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа; от 22.12.2002 N 490).
Пунктом 41 названной Инструкции предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру) или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника, устанавливается этой же нормой.
После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
Контроль за выполнением приказа Минобороны РФ N 500 возложен на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 приказа), в связи с чем Генеральным штабом даны письменные указания от 27.01.2003 N 315/11/420 о порядке ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников. Из указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации следует, что обобщенный список-заказ на погибших (умерших) граждан, которым изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники за счет средств Минобороны РФ, представляется в организацию, осуществляющую работы в соответствии с заключенным с Минобороны РФ договором на изготовление и установку надгробных памятников. Право на заключение от имени Минобороны РФ договоров с организациями на оказание услуг по изготовлению и установке памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества предоставлено начальнику Генерального штаба, решение о возмещении родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего) и оплатившему стоимость изготовления надгробного памятника (в пределах установленных норм), принимается военным комиссаром субъекта Российской Федерации (разъяснение Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ от 10.07.2003 N 180/4/4-1066).
Следовательно, суд пришел к правильному выводу, что оплата расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) носит компенсационный характер, правом на получение указанной льготы обладают родственники погибших (умерших) или лица, взявшие на себя обязанность по увековечению памяти умершего (погибшего), являющиеся заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников и оплатившие стоимость их изготовления. Поскольку истец не представил доказательств, что относится к указанной категории лиц, то суд правомерно отказал ему в иске.
При этом право требования возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробных памятников, возникает только после выполнения истцом работ по договору и оплаты заказчиком их стоимости, а не в момент его заключения. Таким образом, условие, содержащееся в пункте 2.2.4 договора, не может быть признано соглашением об уступке прав кредитора другому лицу, соответствующим требованиям статей 382 - 390 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствует собранным по делу доказательствам, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
поста нови л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2007 по делу N А66-5340/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "КСК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2008 г. N А66-5340/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве.
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника.