Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июня 2008 г. N А56-33155/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А. и Тараскжа И.М.,
при участии от Алексеева A.M. Судариковой Е.А. (доверенность от 12.12.2007), от ЗАО "Горно-капитальные работы" Руцкого М.Ю. (доверенность от 15.01.2007),
рассмотрев 25.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алексеева Алексея Максовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2008 (судья Бурденков Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2008 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Петренко Т.И.) по делу N А56-33155/2007,
установил:
Акционер закрытого акционерного общества "Горно-капитальные работы" (далее - Общество) Алексеев Алексей Максович обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 02.08.2007 N 108709-07 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об Обществе и не связанных с внесением изменений в его учредительные документы (далее - Решение N 108709-07), а также об обязании Инспекции внести изменения в сведения об Обществе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и выдать соответствующее свидетельство о государственной регистрации указанных изменений.
Определением от 14.11.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество.
Решением от 22.02.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Алексеев A.M., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявленные требования.
Заявитель полагает, что, оценив при рассмотрении настоящего дела законность решений, принятых повторным внеочередным общим собранием акционеров Общества и оформленных протоколом от 17.05.2007 (далее - Решение от 17.05.2007), суд первой инстанции тем самым вышел за пределы заявленных требований.
Податель жалобы считает ошибочным выводы судов о несоответствии Решения от 17.05.2007 требованиям Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.05.2002 N 17/пс, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации за N 3578 (далее - Положение). Заявитель также ссылается на то, что Решение от 17.05.2007 не было оспорено в порядке, установленном Законом об АО.
По утверждению Алексеева A.M., второй акционер Общества Алпатова (Крючкова) Елена Александровна была уведомлена о проведении 17.05.2007 повторного внеочередного общего собрания акционеров Общества в установленном Законом об АО порядке. К кассационной жалобе приложены копии чека от 26.04.2007 N 6336 по оплате почтовой пересылки ценного письма в адрес Крючковой Е.А. и описи вложения в ценное письмо на имя того же лица с оттиском календарного штемпеля отделения почтовой связи от 26.04.2007. Согласно данной описи предметом вложения в ценное письмо является "сообщение о проведении внеочередного общего собрания (повторного) акционеров ЗАО "Горно-капитальные работы" 17.05.2007 г."
В судебном заседании представитель Алексеева A.M. поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Общества просил оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, на момент возникновения спорных отношений акционерами Общества являлись два физических лица: Алексеев A.M. и Алпатова (Крючкова) Е.А., каждый из которых владел 1 000 штук обыкновенных именных акций Общества номинальной стоимостью 10 коп. каждая, что составляет 50% уставного капитала организации.
Алексеев A.M. от имени Общества 27.07.2007 обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о внесении в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об Обществе изменений, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, а именно изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В качестве руководителя постоянно действующего исполнительного органа Общества указан Алексеев A.M.
В числе прочего к заявлению было приложено Решение от 17.05.2007, которым, в частности, досрочно прекращены полномочия прежнего генерального директора Общества и на указанную должность избран Алексеев A.M. Данное решение принято на повторном внеочередном общем собрании акционеров Общества, в котором Алпатова (Крючкова) Е.А. участия не принимала.
Решением N 108709-07 Инспекция на основании статей 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) отказала в государственной регистрации изменений, сославшись на отсутствие среди представленных для регистрации документов заявления по форме N Р14001, подписанного надлежащим лицом и указав, что представленные сведения о заявителе не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.
Из материалов дела усматривается, что причиной отказа послужило подписание заявления неуполномоченным лицом, поскольку при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган должно представляться заявление, подписанное, по мнению Инспекции, лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре, то есть прежним руководителем.
Не согласившись с принятым решением, Алексеев A.M. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и обязании Инспекции внести изменения в ЕГРЮЛ и выдать соответствующее свидетельство.
В обоснование своих требований Алексеев A.M. указывает, что заявление по форме N Р14001, поданное им 27.07.2007 от имени Общества в Инспекцию, оформлено надлежащим образом, так как полномочия единоличного исполнительного органа перешли к нему с момента принятия общим собранием акционеров Решения от 17.05.2007.
Возражая против удовлетворения заявления, Инспекция ссылается на его необоснованность по праву.
Общество считает, что Решение N 108709-07 принято Инспекцией в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации, и просит отказать в удовлетворении заявления Алексеева A.M.
В обоснование своих возражений Общество ссылается на то, что при созыве и проведении 17.05.2007 повторного внеочередного общего собрания акционеров Общества были нарушены требования статей 52, 55, 58 Закона об АО, в связи с чем Решение от 17.05.2007 является недействительным. Объяснения Общества по данному делу подписаны от его имени представителем, действовавшим на основании доверенности, выданной генеральным директором Общества, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ -Логиновым Дмитрием Евгеньевичем, избранным на данную должность с 15.02.2001 решением внеочередного общего собрания акционеров, оформленным протоколом от 14.02.2001 N 10.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при созыве и проведении 17.05.2007 повторного общего собрания акционеров Общества были допущены существенные нарушения требований, установленных Законом об АО и Положением, а принятые на нем решения нарушают права акционера Алпатовой (Крючковой) Е.А., не извещенной в установленном порядке о месте и времени проведения указанного общего собрания и его повестке дня и не принимавшей в нем участия. В связи с этим суд посчитал, что Решение от 17.05.2007 является недействительным и не имеет юридической силы, и отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что при принятии Инспекцией Решения N 108709-07 права и законные интересы Алексеева A.M. нарушены не были.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей Алексеева A.M., Общества и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с принятыми по делу судебными актами и считает их соответствующими требованиям действующего законодательства, материалам дела.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, включенной в раздел 111 "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений".
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел данной категории арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого ненормативного правового акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть четвертая статьи 200 АПК РФ).
В случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений на решение общего собрания участников общества, однако судом установлено, что данное решение принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов (с нарушением компетенции этого органа, при отсутствии кворума и т.д.), суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона. Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и принимая во внимание положения подпункта "л" пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 17, пункта 1 статьи 53, подпункта 3 пункта 1 статьи 103 ГК РФ, подпункта 8 пункта 1 статьи 48, статей 33, 52, 53, 58, пункта 1 статьи 69 Закона об АО, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что Решение от 17.05.2007 не имеет юридической силы.
В связи с этим суды правомерно посчитали, что права и законные интересы Алексеева A.M., подавшего от имени Общества 27.07.2007 на основании указанного решения общего собрания акционеров заявление по форме N Р14001, в результате принятия Инспекцией Решения N 108709-07, нарушены не были.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Алексеева A.M. судами отказано правомерно.
Доводы жалобы относительно надлежащего уведомления акционера Алпатовой (Крючковой) Е.А. о времени, месте проведения и повестке дня повторного общего собрания акционеров Общества от 17.05.2007, отклоняются ввиду следующего.
В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 58 Закона об АО сообщение о проведении повторного общего собрания акционеров осуществляется в соответствии с требованиями статьи 52 указанного Закона.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 52 Закона об АО сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.
Уставом Общества не предусмотрен иной порядок направления акционерам указанного сообщения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Закона об АО сообщения о проведении общего собрания акционеров должны направляться акционерам по почтовому адресу в Российской Федерации, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании, составляемому на основании данных реестра акционеров общества.
Представленные подателем жалобы копии чека от 26.04.2007 N 6336 по оплате почтовой пересылки ценного письма и описи вложения в ценное письмо с оттиском календарного штемпеля отделения почтовой связи от 26.04.2007 свидетельствуют о направлении на имя Крючковой Е.А. почтовой корреспонденции по адресу: Санкт-Петербург, ул. Школьная, д.88, корп. 2, кв. 261.
В деле не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что на момент пересылки указанного почтового отправления данный адрес содержался в реестре акционеров Общества и, соответственно, был указан в списке лиц, имеющих право на участие в спорном общем собрании акционеров, в качестве почтового адреса, по которому следовало направлять сообщения о проведении собрания акционеру Алпатовой (Крючковой) Е.А.
Кроме того, в адресованном Крючковой Е.А. сообщении о проведении 17.05.2007 повторного внеочередного общего собрания акционеров Общества, копия которого имеется в материалах дела, указано на включение в повестку дня вопроса об избрании генеральным директором Алесеева Алексея Михайловича, а не Алексеева Алексея Максовича.
В нарушение требований пунктов 5, 8 статьи 55 Закона об АО, в сообщении о проведении 17.05.2007 спорного общего собрания акционеров не указаны количество и категория (тип) акций, принадлежащих акционеру, требующему его созыва, а само сообщение датировано 26.05.2007, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения судами предшествующих инстанций и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче настоящей жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб.
Согласно статьям 102, 104 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины и ее возврата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина по кассационным жалобам, поданным физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) по делам об оспаривании ненормативного правового акта, уплачивается в сумме 50 руб.
С учетом изложенного государственную пошлину в размере 950 руб. по настоящей кассационной жалобе следует возвратить Алексееву A.M. из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ как излишне уплаченную.
Государственная пошлина по платежной квитанции от 07.05.2008, первоначально приложенной к кассационной жалобе, не может быть возвращена Алексееву A.M. из федерального бюджета Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, поскольку указанный платежный документ не является надлежащим доказательством уплаты пошлины по кассационной жалобе в соответствии со статьями 45, 333.18 НК РФ.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа-
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2008 по делу N А56-33155/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Алексеева Алексея Максовича - без удовлетворения.
Возвратить Алексееву Алексею Максовичу из федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежной квитанции от 26.05.2008.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2008 г. N А56-33155/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника