Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июня 2008 г. N А26-74/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 17.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2008 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А26-74/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ассорти-1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 26.12.2007 N 92 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.01.2008 постановление Инспекции от 26.12.2007 N 92 признано незаконным и отменено. Решение оставлено без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты, считая их необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального права.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при проверке 23.12.2007 Инспекцией выполнения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) установлено нарушение им требований этого Закона, выразившееся в продаже товара без применения контрольно-кассовой техники или документов строгой отчетности.
В акте от 23.12.2007 и в протоколе об административном правонарушении от 24.10.2007 N 29 указано, что в принадлежащем Обществу магазине "Наташа", расположенном по адресу: г. Пудож, ул.Комсомольская, дом 33, при продаже товара (пачка семечек) на сумму 22 руб. не применена контрольно-кассовая техника, кассовый чек не пробит и не выдан покупателю продавцом Воробьевой А.Е.
Инспекция вынесла постановление от 26.12.2007 N 92 о назначении Обществу административного наказания, которым оно привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке, ссылаясь на то, что налоговой инспекцией не установлена вина общества.
В связи с отсутствием доказательств вины Общества суды посчитали неправомерным привлечение его я к административной ответственности.
Кассационная коллегия считает вывод судов неправильным по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
На основании материалов дела суд установил и Обществом не оспаривается факт неприменения Обществом контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с покупателем.
Вместе с тем суд первой инстанции сделал вывод о том, что Инспекцией при привлечении Общества к административной ответственности не установлена вина Общества. Данный вывод поддержан судом апелляционной инстанции. По мнению судов в материалах административного дела отсутствуют данные о виновности Общества.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Из Закона N 54-ФЗ следует, что обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов лежит на предприятии - юридическом лице или предпринимателе, осуществляющих предпринимательскую деятельность по продаже товаров. Следовательно, именно юридическое лицо или предприниматель обязаны обеспечивать выполнение этого требования, осуществлять контроль за работой продавца, с которым заключено трудовое соглашение, и именно они несут ответственность за неисполнение этой обязанности.
Следовательно, именно на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов и при ее применении выдавать клиентам отпечатанные кассовые чеки в момент оплаты, то есть именно они являются лицами, ответственными за использование контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговом органе, и должны обеспечивать ее применение. Данных о том, что у Общества отсутствовала такая возможность, не имеется.
С учетом изложенного следует признать, установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Общество не приняло всех мер к соблюдению требований Закона N 54-ФЗ. При этом необходимо заметить, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора Общества без возражений.
Вина конкретного работника Воробьевой А.Е в совершении административного правонарушения, ненадлежащее исполнение ею трудовых обязанностей не являются обстоятельствами, освобождающими Общество от административной ответственности.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии вины юридического лица в административном правонарушении сделан с нарушением норм КоАП РФ.
Поскольку обстоятельства дела судами установлены полно, но неправильно применена норма материального права, судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008 по делу N А26-74/2008 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Ассорти-1" о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия от 26.12.2007 N 92 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ - отказать.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2008 г. N А26-74/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника