Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июля 2008 г. N А56-27209/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Телекоминвест" Фроловой Ю.П. (доверенность от 24.10.2007), Тюльпановой А.С. (доверенность от 24.10.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Борискина Р.В. (доверенность от 24.04.2008), Мухина А.А. (доверенность от 18.03.2008),
рассмотрев 09.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2007 (судья Рыбаков СП.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 (судьи Будылева М.В., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.) по делу N А56-27209/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Телекоминвест" (далее - ОАО "Телекоминвест", общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга " и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 10.08.2007 N 15-28/12710 в части доначисления 8 799 942 руб. налога на прибыль (подпункты 1, 2 пункта 3.1 резолютивной части решения) и начисления 271 058 руб. пеней за несвоевременную уплату этого налога (подпункты 1, 2 пункта 2 резолютивной части решения), доначисления 6 599 957 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (подпункт 3 пункта 3.1 резолютивной части решения) и начисления 1 037 238 руб. пеней по данному налогу (подпункт 3 пункта 2 резолютивной части решения), доначисления единого социального налога (далее - ЕСН) в общей сумме 51 717 руб. 70 коп. (подпункты 4, 5, 6 пункта 3.1 резолютивной части решения) и начисления 7 495 руб. 77 коп. пеней за несвоевременную уплату этого налога (подпункты 5, 6, 7 пункта 2 резолютивной части решения), доначисления взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в сумме 31 756 руб. 48 коп. (подпункт 7 пункта 3.1 резолютивной части решения) и начисления 3 974 руб. 86 коп. пеней за их несвоевременную уплату (подпункт 8 пункта 2 резолютивной части решения), а так же в части привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату (неполную уплату) перечисленных налогов и взносов в виде штрафа в общей сумме 3 059 254 руб. 54 коп. (подпункты 1, 2, 3, 5, 6, 7 пункта 1 резолютивной части решения).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008, заявленные ОАО "Телекоминвест" требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебные акты отменить в части признания недействительным ее решения от 10.08.2007 N 15-28/12710 по следующим эпизодам: доначисления обществу 8 799 942 руб. налога на прибыль (подпункты 1,2 пункта 3.1 резолютивной части решения) и начисления 271 058 руб. пеней за его несвоевременную уплату (подпункты 1,2 пункта 2 резолютивной части решения); доначисления 6 599 957 руб. НДС (подпункт 3 пункта 3.1 резолютивной части решения) и начисления 1 037 238 руб. пеней за несвоевременную уплату этого налога (подпункт 3 пункта 2 резолютивной части решения), и отказать ОАО "Телекоминвест" в удовлетворении заявленных требований в этой части. В обоснование жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение положений статей 40, 153, 154, 247, 249 НК РФ. По мнению ответчика, произведенный им расчет рыночной цены реализации обществом услуг открытому акционерному обществу "Мегафон" (далее - ОАО "Мегафон") в 2005 году с использованием затратного метода соответствует требованиям статьи 40 НК РФ.
В заседании суда кассационной инстанции представители налогового органа поддержали доводы жалобы, а представители налогоплательщика просили оставить решение и постановления судов без изменения.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Телекоминвест" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль, налога на имущество предприятий, НДС, ЕСН, прочих налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2004 по 30.09.2006, страховых взносов на ОПС за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, в ходе которой выявила ряд правонарушений, отраженных в акте от 06.07.2007 N 15/9.
Рассмотрев материалы проверки и представленные налогоплательщиком возражения по акту проверки, налоговый орган вынес решение от 10.08.2007 N 15-28/12710 которым ОАО "Телекоминвест" доначислены налоги и взносы на ОПС в общей сумме 15 483 373 руб. 18 коп, начислено 1 320 086 руб. 63 коп. пеней за несвоевременную уплату налогов и взносов. Также принятым решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 3 059 455 руб.
Основанием для доначисления обществу 8 799 942 руб. налога на прибыль, 6 599 957 руб. НДС (подпункты 1,2, 3 пункта 3.1 резолютивной части решения) и начисления 1 308 296 руб. пеней за несвоевременную уплату этих налогов (подпункты 1,2,3 пункта 2 резолютивной части решения), признание неправомерным которого судом в этой части оспаривается налоговым органом в кассационном порядке, послужили следующие установленные в ходе проверки обстоятельства.
Проверкой выявлено, что одним из основных видов деятельности общества в проверенном периоде являлось оказание услуг по обработке и доставке платежных документов.
ОАО "Телекоминвест", выступая исполнителем, заключило с ОАО "Мегафон" (заказчик) договор от 01.03.2003 (с дополнительным соглашением от 26.12.2003), предметом которого являлось предоставление исполнителем услуг по обработке, конвертации и доставке платежных документов по адресам абонентов ОАО "Мегафон" на территории Санкт-Петербурга, а также предоставление исполнителем услуг по обработке, конвертации документов по адресам заказчика для доставки пригородной и междугородной почтой.
ОАО "Телекоминвест" также был заключен договор от 25.05.1998 с закрытым акционерным обществом "ПетерСтар" (далее - ЗАО "ПетерСтар"), по условиям которого общество (исполнитель), предоставляло ЗАО "ПетерСтар" (заказчик) услуги по обработке и доставке платежных документов по адресам абонентов последнего.
В проверяемом периоде ОАО "Мегафон" и ЗАО "ПетерСтар" являлись единственными потребителями услуг общества по обработке, конвертации и доставке платежных документов абонентам.
Налоговый орган установил, что ОАО "Телекоминвест" распоряжается более чем 20% голосующих акций ОАО "Мегафон" и ЗАО "ПетерСтар" (31,3% и 29% соответственно), и пришел к выводу, что названные организации в силу статьи 20 НК РФ являются взаимозависимыми, в связи с чем, на основании статьи 40 НК РФ провел проверку правильности применения цен по сделкам, совершенным обществом сданными юридическими лицами.
С целью проведения такой проверки были направлены запросы в Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики, ЗАО "Биржа Санкт-Петербург", Торгово-Промышленную палату, федеральное государственное унитарное предприятие "УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области", исследованы данные Первого информационного рейтингового агентства (информационный ресурс FIRA). Перечисленные организации сообщили об отсутствии у них информации о рыночной цене услуг по обработке, конвертации и доставке платежных документов по адресам заказчиков, в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о невозможности определения соответствующих рыночных цен методом "цены идентичных (однородных) товаров". Поскольку использование метода определения цены "последующей реализации" также не мог быть применен в рассматриваемом случае по причине реализации ОАО "Телекоминвест" спорных услуг непосредственно конечному потребителю, налоговой инспекцией был использован затратный метод определения цены, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
Проверяющие установили, что налогоплательщиком как основной вид деятельности заявлен код ОКВЭД 74.8 "Предоставление различных видов услуг".
Налоговый орган на основании запроса в Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики от 31.05.2007 N 15-04/08669 истребовал у последнего сведения о рентабельности продаж по коду ОКВЭД 74.8 за 2004, 2005 годы по Санкт-Петербургу. В ответе от 05.06.2007 N 410/4784 Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики указал, что уровень рентабельности проданных товаров (работ, услуг) по коду ОКВЭД 74.8 в 2004 году составил 10,7%, в 2005 году - 7, 4%.
С целью определения уровня рыночных цен затратным методом по сделкам общества налоговым органом были суммированы затраты ОАО "Телекоминвест" и обычная для данного вида деятельности прибыль.
Расхождение цен за 2004 год налоговой инспекцией не установлено. Однако проверкой сделок общества за 2005 год выявлено, что цена обработки и доставки одного платежного документа, применяемая обществом по сделкам с ОАО "Мегафон", отличается от уровня рыночных цен, определенного затратным методом, более чем на 20%.
В частности, по сделке с ОАО "Мегафон" за 2005 год расчеты проведены следующим образом:
(187 767 736 * 7,4%) + 187 767 736 = 201 662 548 руб., где: 187 767 736 руб. -расходы, приходящиеся на доставку счетов ОАО "Мегафон", 7,4% - уровень рентабельности проданных товаров (работ, услуг) по коду ОКВЭД 74.8 в 2005 году; 201 662 548 руб. - уровень дохода организации при применении рыночных цен, определенных в соответствии с пунктом 10 статьи 40 НК РФ.
Средняя рыночная цена обработки одного платежного документа, определенная затратным методом по сделке с ОАО "Мегафон" составила 95,32 руб.: (201 662 548 руб./2 055 602) = 98,10 руб., где: 201 662 548 руб. - уровень дохода организации при применении рыночных цен, определенных в соответствии с пунктом 10 статьи 40 НК РФ; 2 055 602 шт. - количество платежных документов, доставленных абонентам ОАО "Мегафон" в 2005 году.
Цена обработки и доставки одного платежного поручения, применяемая налогоплательщиком, отличается от уровня рыночных цен, определенного с учетом положений, предусмотренных подпунктами 4-11 статьи 40 НК РФ, более, чем на 20%: (98,10 руб. - 80,27 руб.): 80,27 руб. = 22%., где: (98,10 руб. - 80,27 руб.) - разница между рыночной ценой, определенной в соответствии с пунктом 10 статьи 40 НК РФ, и ценой, применяемой налогоплательщиком в 2005 году по сделке с ОАО "Мегафон"; 80,27 руб. - цена доставки одного платежного документа по сделке с ОАО "Мегафон", применяемая налогоплательщиком в 2005 году.
Соответственно, по данным налогового органа, полученным посредством приведенного расчета, доход ОАО "Телекоминвест" в 2005 году по сделке с ОАО "Мегафон" составил 201 662 548 руб. против отраженных налогоплательщиком для расчета налоговой базы по налогу на прибыль и НДС 169 338 309 руб. Таким образом, занижение налоговой базы составило 36 666 427 руб. и послужило основанием для доначисления обществу 8 799 942 руб. налога на прибыль и 6 599 957 руб. НДС, начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, ОАО "Телекоминвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Удовлетворяя требования общества по данному эпизоду, суды первой и апелляционной инстанций указали, что примененный налоговым органом при доначислении налога размер цены сделки не соответствует затратному методу, предусмотренному статьей 40 НК РФ, поскольку ответчиком неправомерно принят к расчету средний коэффициент рентабельности по виду деятельности ОКВЭД 74.8 "Предоставление различных видов услуг", описывающего не конкретную сферу деятельности, а включающего в себя широких набор различный услуг, в том числе, таких как, деятельность в области фотографии, предоставление секретарских и редакторских услуг, услуг перевода, прочих услуг, ввиду чего доначисление налога на прибыль и НДС нельзя признать обоснованным.
Суд кассационной инстанции считает вывод судов первой и апелляционной инстанций правомерным в силу следующего.
Статьей 40 НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи, если иное не предусмотрено этой статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1.между взаимозависимыми лицами;
2.по товарообменным (бартерным) операциям;
3.при совершении внешнеторговых сделок;
4.при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Следовательно, обязанность по доказыванию несоответствия уровня цен рыночным возлагается на налоговый орган.
Статья 40 НК РФ содержит критерии для признания рыночной цены товаров (работ, услуг), рынка товаров (работ, услуг), их идентичности и однородности, а также правила определения рыночных цен.
Для определения рыночной цены товара согласно пунктам 4-10 статьи 40 НК РФ могут быть использованы три метода:
- метод цены идентичных (однородных) товаров;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 НК РФ при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.01.2005 N 11583/04, методы определения рыночной цены подлежат применению последовательно -каждый последующий метод применяется только в случае невозможности применения предыдущего метода.
Установив невозможность определения рыночной цены методом цены идентичных (однородных) товаров и цены последующей реализации, ответчик применил затратный метод.
Абзацем вторым пунктом 10 статьи 40 НК РФ установлено, что при использовании затратного метода учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Приведенные выше нормы, что правильно указали суды, предусматривают при использовании затратного метода применение именно показателей прибыли, но не рентабельности, и не позволяют сделать вывод об идентичности данных понятий, а также устанавливают, что показатель прибыли, обычной для данной сферы деятельности, применяемый при расчете, должен соответствовать четко оговоренному критерию - относится непосредственно к данной сфере деятельности, а не ко всем различным видам деятельности, объединенным одним общим кодом ОКВЭД.
Применяя затратный метод определения рыночной цены, налоговый орган на основании данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики, ЗАО "Биржа Санкт-Петербург", Торгово-промышленной палатой, федеральным государственным унитарным предприятием "УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области", данных Первого информационного рейтингового агентства (информационный ресурс FIRA) пришел к выводу об отсутствии и недоступности информационных источников, содержащих сведения о рыночной цене услуг по обработке, конвертации и доставке платежных документов по адресам заказчиков.
При этом, рассчитывая рыночную цену с использованием данного метода, налоговая инспекция установила, что ОАО "Телекоминвест" имеет код ОКВЭД 74.8 (заявлен в качестве основного вида деятельности согласно учредительным документам) "Предоставление различных видов услуг", и воспользовалась данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики о рентабельности продаж по данному коду. Расчет производился, исходя из затрат (расходов) ОАО "Телекоминвест" и рентабельности по коду ОКВЭД 74.8 "Предоставление различных видов услуг" других налогоплательщиков.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) код 74.8 "Предоставление различных видов услуг" относится к Разделу К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" и включает в себя следующие виды деятельности: "деятельность в области фотографии" - код 74.81, "упаковывание" - код 74.82, "предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу" - код 74.83, "предоставление прочих услуг" - код 74.84.
Определяя цену для конкретного вида деятельности - предоставление исполнителем услуг по обработке, конвертации и доставке платежных документов по адресам абонентов ОАО "Мегафон" - налоговый орган, тем не менее, применил показатели, рентабельности продаж по общему коду 74.8, без учета последующего деления кодов по видам услуг, которые налогоплательщиком не оказывались.
Кроме того, как правильно указали суды, ОАО "Телекоминвест" утверждено Положение о тарифах на услуги по обработке и доставке платежных документов и системе скидок и надбавок (далее - Положение; утверждено приказом генерального директора общества от 01.03.2003) и Приложение N 1 к нему "Перечень составляющих базовой услуги по обработке и доставке платежных документов" (листы дела 122 - 126, том 1), которыми установлен порядок определения цены услуги для клиента. Налогоплательщиком также представлены Расчеты цены услуги по обработке и доставке платежных документов ОАО "Телекоминвест" для ЗАО "ПетерСтар" и для ОАО "Мегафон" (листы дела 127 - 129, том 1), утвержденные приказом генерального директора от 01.03.2003, где произведен расчет стоимости доставки платежного поручения отдельно для каждого из названных клиентов с использованием базового тарифа и индивидуальных скидок и надбавок в соответствии с пунктом 1.1 Положения. Рассчитывая рыночную цену затратным методом и применяя одинаковый порядок расчета ко всем контрагентам заявителя, налоговый орган не представил доказательств того, что им были учтены особенности осуществляемой обществом деятельности, предмет заключенных им договоров и объем оказываемых услуг каждому из клиентов, специфика формирования цены, установленная названным Положением, и данные параметры, в свою очередь, были сопоставлены с особенностями деятельности иных налогоплательщиков, имеющих код ОКВЭД 74.8, сведения о рентабельности продаж которых положены в основу расчета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, полно и всесторонне изучив расчет налогового органа в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик не представил достаточные доказательства несоответствия цены услуг, оказываемых обществом ОАО "Мегафон" в 2005 году, определенной договором, правилам, установленным статьей 40 НК РФ.
Следовательно, выводы судов об отсутствии у налоговой инспекции оснований для применения иных цен для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и НДС и доначисления данных налогов, являются верными.
Судебные акты о признании недействительным обжалуемого ненормативного акта ответчика в части доначисления ОАО "Телекоминвест" 8 799 942 руб. налога на прибыль и 6 599 957 руб. НДС, пеней и налоговых санкций приняты в соответствии с нормами статьи 40 НК РФ, глав 21, 25 НК РФ. Оснований для их отмены в обжалуемой части не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по делу N А56-27209/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу -без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2008 г. N А56-27209/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника