Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июля 2008 г. N А21-5936/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2009 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Кужаровой Н.И., Шпачевой Т.В.,
при участии от Управления Ростехнадзора по Калининградской области Кремкова В.В. (доверенность от 15.04.2008), от ОАО "ОКОС" Шпенкова И.В. (доверенность от 18.01.2006 N 6) и Ивановой А.В. (доверенность от 16.01.2008 N 23),
рассмотрев 09.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 по делу N А21-5936/2007 (судьи Петренко Т.И., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
открытое акционерное общество "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" (далее - Оощество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в требовании наличия у Общества разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, при отсутствии нормативных актов, устанавливающих порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ; о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год в установленный срок; а также об обязании Управления выдать Обществу разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год.
Определением суда от 23.10.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления.
До разрешения спора по существу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год в установленный срок; и в части требования об обязании Управления выдать разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год, дополнив первое требование периодами - 1-й, 2-й кварталы 2007 года.
Решением суда от 21.12.2007 (судья Гурьева И.Л.) заявителю отказано в удовлетворении требований о признании неправомерным действия Управления, выразившегося в требовании наличия у Общества разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, 1-й, 2-й кварталы 2007 года. В части требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год в установленный срок; об обязании Управления выдать разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год суд прекратил производство по делу.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 решение от 21.12.2007 отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании неправомерным действия Управления, выразившегося в требовании наличия у Общества разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, 1-й, 2-й кварталы 2007 года. В данной части требование Общества удовлетворено. Действие Управления, выразившееся в требовании наличия у Общества разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, 1-й, 2-й кварталы 2007 года признано неправомерным. Суд апелляционной инстанции обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. В остальной части решение от 21.12.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на следующее: Общество в процессе своей деятельности, осуществляемой с июля 2005 года, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Указывая, что заявителем не заключены утвержденные нормативы допустимых сбросов, податель жалобы полагает, что в настоящее время в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.1996 N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" основания для выдачи Обществу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) отсутствуют, тем более, что за названным разрешением Общество обратилось в Управление только 22.12.2006. Такое бездействие Общества, как указал податель жалобы, привело к тому, что в силу отсутствия разработанной разрешительной документации вся плата за вышеуказанные периоды правомерно была рассчитана как сверхлимитная. Ссылаясь на содержащиеся в письме от 08.02.2007 N КП-24/98 разъяснения руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предписывающие территориальным органам Ростехнадзора обеспечить выдачу разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты только в пределах сроков действия ранее утвержденных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, Управление считает, что основания для удовлетворения заявленных требований, как правильно установил суд первой инстанции, отсутствуют.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества с ними не согласились.
Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно уставу Общество осуществляет хозяйственную деятельность по транспортировке и очистке сточных вод от курортной группы городов (Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск и другие города Калининградской области) и выпуск очищенных сточных вод в Балтийское море; по транспортированию и очистке сточных вод; сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов.
Информация о названных видах хозяйственной деятельности Общества зафиксирована также в Едином государственном реестре юридических лиц.
В ходе рассмотрения спора судами установлено, что заявитель осуществляет свою деятельность с июля 2005 года и в целях получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, 22.12.2006 Общество обратилось в Управление.
Управление письмом от 29.12.2006 исх. N 7963 возвратило Обществу проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в связи с некомплектностью данных материалов, так как согласно ранее действующему пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.1996 N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты согласовываются с органами Федерального агентства водных ресурсов, Федеральный службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (т. 1, л.д. 25).
Кроме того, Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового управления в своем письме от 28.12.2006 года N Р7-20-1257 отметил, что проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ Общества не соответствует требованиям Водного кодекса Российской Федерации в части нормирования загрязняющих веществ (т. 1, л.д. 27).
Общество 05.02.2007 представило в Управление заявку на получение разрешения на сброс загрязняющих веществ с вновь отрицательным заключением Отдела водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления (т. 1, л.д. 26).
Управлением 10.05.2007 отклонен проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ Общества (письмо от 10.05.2007 N 2306) в силу того, что нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих вешеств .предприятия разработаны с учетом смешения (разбавления) сточных вод с водами .Балтийского моря в соответствии с недействующей Методикой расчета предельно допустимого сброса веществ, поступающих в водный объект со сточными водами (т. 1, л.д. 28).
Позднее, письмом от 26.09.2007 N 4711 Управление информировало Общество о том, что при расчете платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в силу отсутствия установленных допустимых нормативов и оформленного в надлежащем порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ организациям -природопользователям следует применять повышающий коэффициент за сверхлимитный сброс (т. 1, л.д. 44).
Полагая незаконными действия Управления, выразившиеся в требовании наличия у Общества разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005 - 2006 годы и 1-й, 2-й кварталы 2007 года, при отсутствии нормативных актов, устанавливающих порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ, а также, считая незаконным бездействие Управления, выразившееся в невыдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год в установленный срок, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором, помимо названных требований, заявитель просил суд обязать Управление выдать Обществу разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год.
В части требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год в установленный срок, и в части требования об обязании Управления выдать разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год заявитель отказался от иска и в данной части судом производство по делу прекращено. В названной части судебные акты не обжалуются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По смыслу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ разрешения на выбросы и сбросы химических веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов выдаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
До создания в Калининградской области территориального подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдачу разрешительной документации и контроль за деятельностью очистных сооружений осуществляет Управление совместно с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение N 401).
Пунктами 5.2, 5.2.11 Положения N 401 предусмотрено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе, порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ.
Подобный порядок был утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2006 N 675 "Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)".
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимых воздействий на водные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимых воздействий на водное объекты" Министерству природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору поручено до 01.07.2007 утвердить методические указания по разработке нормативов допустимых воздействий на водные объекты.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" Министерству природных ресурсов Российской Федерации необходимо утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
В силу поступивших разъяснений руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письмо от 08.02.2007 N КП-24/98) в связи с признанием постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты", которым признаются утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.1996 N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" и пункта 2 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам использования и охраны водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2006 N 33, территориальным органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предписано обеспечить выдачу разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты только в пределах сроков действия ранее утвержденных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Установив, что на момент произошедшего в январе 2007 года изменения вышеназванных актов законодательства Общество не имело согласованных и утвержденных нормативов допустимых сбросов и представило их на согласование в неполном комплекте лишь 22.12.2006, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Управление не вправе было предоставлять Обществу разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а потому судом первой инстанции обоснованно и законно отказано в признании неправомерным действия Управления, выразившегося в требовании наличия у заявителя разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, 1-й, 2-й кварталы 2007 года.
Наличие у природопользователя разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) является требованием природоохранного законодательства.
Требуя от Общества наличие такого разрешения, Управление действовало в рамках закона, поэтому вывод суда апелляционной инстанции о том, что Управление должно было руководствоваться действующим приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2006 N 675 и выдать заявителю разрешение на сбросы загрязняющих веществ является неправомерным в виду следующего.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2006 N 675 утверждена Инструкция об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), в пункте 3 которой предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на сброс территориальные органы Ростехнадзора рассматривают представляемые заявителем документы и материалы:
а) заявление о выдаче разрешения на сброс, в котором указываются: полночи (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляется сброс сточных и (или) дренажных вод;
в) карта-схема расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;
г) утвержденные в установленном порядке нормативы ПДС и/или лимиты на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
д) данные о среднегодовом расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод.
Кроме того, названным пунктом утвержденной приказом от 10.07.2006 N 675 Инструкции предусмотрено, что требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящей Инструкцией, не допускается.
Учитывая отсутствие у Общества утвержденных в установленном порядке нормативов ПДС и/или лимитов на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод, что заявителем не оспаривается, отказ Управления в выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) является законным и не лишает Управления права впоследствии учитывать всю массу загрязняющих веществ Общества (как природопользователю, не обладающему оформленным в установленном порядке разрешением на выброс, сброс загрязняющих веществ) как сверхлимитную плату.
Полно и всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции правомерно сделал вывод об отсутствии неправомерности в действиях Управления, выразившегося в требовании наличия у Общества разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, 1-й, 2-й кварталы 2007 года, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 по делу N А21-5936/2007 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.2007 по этому же делу оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Объединенные канализационно- водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" в пользу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области 1000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2008 г. N А21-5936/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника