г. Санкт-Петербург
14 апреля 2008 г. |
Дело N А21-5936/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1909/2008) ОАО "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.2007 по делу N А21-5936/2007 (судья И.Л. Гурьева),
по заявлению ОАО "Объединенные канализационно - водопроводные очистные сооружения курортной группы городов"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
3-е лицо: Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: Шпенков И.В., доверенность N 6 от 18.01.2006, Иванова А.В., доверенность N 23 от 16.01.2008
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенные канализационно - водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" (далее - заявитель, ОАО "ОКОС", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Калининградской области (далее - Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в требовании наличия у ОАО "ОКОС" разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, при отсутствии нормативных актов, устанавливающих порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ; о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год в установленный срок; обязании Управления выдать разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год.
Определением суда от 23.10.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско - Ладожского бассейнового водного управления.
В судебном заседании общество отказалось от требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год в установленный срок; обязании Управления выдать разрешение на сбросы загрязняющих веществ окружающую среду (водные объекты) на 2007 год, дополнив первое требование периодами - 1 -ый, 2-ой кварталы 2007 года.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом принят частичный отказ от заявленных требований.
Решением от 21.12.2007 суд отказал в удовлетворении требований ОАО "ОКОС" о признании неправомерным действия Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области, выразившемся в требовании наличия у ОАО "ОКОС" разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, 1-ый, 2-ой кварталы 2007 года. В части требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год в установленный срок; обязании Управления выдать разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2007 год суд прекратил производство по делу.
На указанное решение ОАО "ОКОС" подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОКОС" осуществляет свою деятельность с июля 2005 года. В целях получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты данная организация обратилось в Управление 22 декабря 2006 года.
Письмом от 29.12.2006 (исх. N 7963) Управление возвратило проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ ОАО "ОКОС" в связи с некомплектностью данных материалов, так как согласно ранее действующему пункту 5 Постановления Правительства РФ от 19.12.1996 N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты согласовываются с органами Федерального агентства водных ресурсов, Федеральный службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (т.1, л.д. 25).
Кроме того, Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско - Ладожского бассейнового управления в своем письме от 28.12.2006 года (исх. N Р7-20-1257) отметил, что проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ ОАО "ОКОС" не соответствует требованиям Водного кодекса Российской Федерации в части нормирования загрязняющих веществ (т.1, л.д.27).
05 февраля 2007 года (вх.191) общество предоставило в Управление заявку на получение разрешения на сброс загрязняющих веществ с вновь отрицательным заключением Отдела водных ресурсов по Калининградской области Невско - Ладожского бассейнового управления (т.1, л.д.26).
10 мая 2007 года Управлением проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ ОАО "ОКОС" отклонен (письмо N 2306 от 10.05.2007) в силу того, что нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ предприятия разработаны с учетом смешения (разбавления) сточных вод с водами Балтийского моря в соответствии с недействующей Методикой расчета предельно допустимого сброса веществ, поступающих в водный объект со сточными водами (т.1, л.д.28).
26 сентября 2007 года (входящий номер 4771) Управление информировало ОАО "ОКОС" о том, что при расчете платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в силу отсутствия установленных допустимых нормативов и оформленного в надлежащем порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ организациям - природопользователям следует применять повышающий коэффициент за сверхлимитный сброс (т.1, л.д.44).
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" разрешения на выбросы и сбросы химических веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов выдаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
До создания в Калининградской области территориального подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдачу разрешительной документации и контроль за деятельностью очистных сооружений осуществляло Управление Росприроднадзора совместно с Невско - Ладожским водным управлением.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 было утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение N 401). Пунктами 5.2, 5.2.11 Положения N 401 предусмотрено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе, порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ.
Подобный порядок был утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2006 N 675 "Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)".
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимых воздействий на водные объекты.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимых воздействий на водные объекты" поручено Министерству природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 01.07.2007 утвердить методические указания по разработке нормативов допустимых воздействий на водные объекты.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" Министерству природных ресурсов Российской Федерации необходимо утвердить в 3 - месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
При таких обстоятельствах в части выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ действует Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2006 N 675, которым и должно было руководствоваться Управление.
Апелляционный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В части прекращения производства по делу решение суда вынесено с соблюдением части 5 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.2007 по делу N А21-5936/2007 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании неправомерным действия Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области, выразившемся в требовании наличия у ОАО "ОКОС" разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, 1 -ый, 2-ой кварталы 2007 года.
В данной части удовлетворить требования ОАО "ОКОС".
Признать неправомерным действие Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области, выразившемся в требовании наличия у ОАО "ОКОС" разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за 2005, 2006 годы, 1-ый, 2-ой кварталы 2007 года.
Обязать Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в пользу ОАО "Объединенные канализационно - водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, произведенные на основании платежного поручения N 54 от 29.01.2008.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5936/2007
Истец: ОАО "ОКОС"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
Третье лицо: Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-5936/2007
11.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1909/2008
14.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-5936/2007
14.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1909/2008