Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июля 2008 г. N А26-6349/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" Краснопольского СО. (доверенность от 01.01.2008 N 142), от общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания" Смирновой О.В. (доверенность от 09.01.2008 N 8), Лысанова В.А. (доверенность от 09.01.2008 N 21),
рассмотрев 14.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2008 (судья Романова О.Я.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Петренко Т.И.) по делу N А26-6349/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "КЭСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - управление) от 17.10.2007 и вынесенного на его основании предписания от 17.10.2007 N 04-13/35/09.
Определением от 26.11.2007 суд на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 'АПК РФ) по ходатайству управления привлек к участию в деле в качестве третьего лица общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" (далее - ООО "Энергокомфорт").
Решением суда от 08.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2008, ОАО "КЭСК" отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное истолкование судами норм материального праба - положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), а также необоснованность выводов судов. Податель жалобы считает, что суды ошибочно согласились с данной управлением квалификацией действий заявителя, основываясь, в частности, на пункте 40 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков). По мнению ОАО "КЭСК", суды не установили факт доминирования заявителя на оптовом рынке электрической энергии и "вышли за пределы рассмотрения дела". Кроме того, податель жалобы считает, что статус гарантирующего поставщика, на который претендует третье лицо, носит социальный характер, не предоставляет организации никаких преимуществ на соответствующем рынке, а утрата этого статуса для ООО "Энергокомфорт" не влечет прекращения его деятельности.
В судебном заседании представитель ОАО "КЭСК" поддержал доводы жалобы, а представители ООО "Энергокомфорт" отклонили их.
Представители управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно и судами установлено, что управление на основании заявления ООО "Энергокомфорт" возбудило в отношении ОАО "КЭСК" дело N 04-13/35 по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона 135-ФЗ (создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам).
Поводом для обращения ООО "Энергокомфорт" в управление послужили следующие обстоятельства необоснованного уклонения ОАО "КЭСК" от подписания Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО "КЭСК" - ООО "Энергокомфорт".
В связи с необходимостью получения статуса субъекта оптового рынка электрической энергии ОСЙЭ "Энергокомфорт" направило в адрес ОАО "КЭСК" письмо от 24.07.2007 N 1-06/992/э, в котором, помимо прочего, просило согласовать Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО "КЭСК" - ООО "Энергокомфорт" (том дела I; лист 15).
Письмом от 21.08.2007 N 122-8521 ОАО "КЭСК" возвратило третьему лицу документ без подписания, указав на наличие в Перечне средств измерений ошибок (том дела I; лист 16).
20.08.2007 ООО "Энергокомфорт" направило заявителю исправленный Перечень средств измерений (том дела I; лист 17).
Письмом от 10.09.2007 N 122-9114 ОАО "КЭСК" повторно возвратило представленный третьим лицом Перечень со ссылкой на отсутствие его согласования с сетевыми организациями - ОАО "Петрозаводские коммунальные сети" и ОАО "Карелэнерго" (том дела I; лист 18).
01.10.2007 ООО "Энергокомфорт" направило в адрес заявителя Перечень средств измерений, согласованный с названными выше сетевыми организациями (том дела I; лист 20).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией управления установлено, что ООО "Энергокомфорт" и ОАО "КЭСК" являются субъектами одного товарного рынка - розничного рынка электроэнергии. В то же время ОАО "КЭСК" имеет статус субъекта оптового рынка, является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке сбыта электроэнергии в Республике Карелия, а также гарантирующим поставщиком и поставляет электроэнергию по договору купли-продажи с ООО "Энергокомфорт". Таким образом, названные лица являются потенциальными конкурентами, а действия ОАО "КЭСК" указывают на намеренное затягивание им рассмотрение документа, необходимого для получения ООО "Энергокомфорт" статуса субъекта оптового рынка.
По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган принял решение от 17.10.2007, которым признал в действиях ОАО "КЭСК" нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в несогласовании Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО "Карельская энергосбытовая компания" - ООО "Энергокомфорт" после устранений замечаний, указанных в письмах от 21.08.2007 и 10.09.2007, что препятствует получению ООО "Энергокомфорт" статуса субъекта оптового рынка. Управление сделало вывод о том, что соответствующие письма ОАО "КЭСК" не указывают на наличие в Перечне системных ошибок, требующих переработки документа в целом или иных его доработок (том дела I; листы 10-11).
На основании пункта 2 решения управление выдало заявителю предписание от 17.10.2007 N 04-13/35/09 о прекращении нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем согласования указанного Перечня средств измерений до 24.10.2007. Заявителю также предписано в срок до 25.10.2007 представить в антимонопольный орган документы, подтверждающие надлежащее исполнение предписания.
По факту рассмотрения дела управлением и выдачи оспариваемого предписания письмом от 24.10.2007 N 122-10375 ОАО "КЭСК" снова отказало третьему лицу в подписании соответствующего Перечня ввиду "выявленных существенных замечаний, как к форме, так и к содержанию данного перечня" (том дела I; лист 21).
Не согласившись с решением и предписанием управления, ОАО "КЭСК" оспорило их в судебным порядке, выдвинув ряд доводов: согласно пунктам 5 и 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) смежные субъекты оптового рынка, обязаны согласовать перечни средств измерений для целей коммерческого учёта только по обращению лица, которое уже имеет статус субъекта оптового рынка и проходит процедуру доступа к торговой системе оптового рынка, а не на стадии получения лицом данного статуса; заявитель не отказал ООО "Энергокомфорт" в согласовании перечня средств измерения для целей коммерческого учета, а осуществлял данную работу, что подтверждается перепиской с ним; ответчиком не проведена оценка границ оптового рынка, субъектом которого планирует стать ООО "Энергокомфорт", им же не определена доля на данном торговом рынке ОАО "КЭСК".
В возражениях на заявленные требования, управление указало, что ОАО "КЭСК" является единственным хозяйствующим субъектом, у которого ООО "Энергокомфорт" (гарантирующий поставщик в границах города Петрозаводска) закупает электроэнергию для последующей перепродажи, а выход последнего на оптовый рынок электроэнергии означает для заявителя потерю крупнейшего клиента, чему он препятствует, не исполняя в установленные сроки нормативные требования. Третье лицо на стороне управления также считает требования заявителя необоснованными.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды двух инстанций указали, что оспариваемые ненормативные правовые акты приняты управлением в соответствии с действующим законодательством, в пределах своей компетенции и не нарушают законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
В силу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим (часть 4 статьи 5 Закона N 135-ФЗ).
Судами установлено, что согласно приказу управления от 06.04.2006 N 18 ОАО "КЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю по продаже приобретенной электрической энергии потребителям на розничном рынке в Республике Карелия более 35 процентов (том дела I; листы 13-14). При этом доля заявителя на соответствующем рынке превышает 65 процентов. Таким образом, применительно к пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ заявитель занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии.
Вместе с тем суд первой инстанции установил, что ОАО "КЭСК" является гарантирующим поставщиком Республики Карелия (подпункт "а" пункта 36 Правил функционирования розничных рынков), а ООО "Энергокомфорт" - гарантирующим поставщиком города Петрозаводска, то есть гарантирующим поставщиком второго уровня (в силу подпункта "б" пункта 36 указанных Правил).
Гарантирующий поставщик второго уровня до получения им права на участие в торговле электроэнергией на оптовом рынке приобретает электроэнергию у поставщика - участника оптового рынка (в данном случае у САО "КЭСК").
Суд также указал, что ОАО "КЭСК" правомерно признано антимонопольным органом хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке купли-продажи электроэнергии, поскольку ОАО "КЭСК" является единственным хозяйствующим субъектом, обладающим статусом субъекта оптового рынка и реализующим электроэнергию другим энергосбытовым организациям на территории Республики Карелия.
Названные обстоятельства не оспариваются заявителем и свидетельствуют об обоснованном отклонении судами его доводов об отсутствии должного анализа соответствующего рынка для целей правильной квалификации его действий согласно приведенным положениям Закона N 135-ФЗ. Правовая позиция судов согласуется и с пунктом 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства".
Согласно подпункту "б" пункта 36 Правил функционирования розничных рынков до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу этих Правил являются энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт-ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств - бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.
Как указано в пункте 40 Правил функционирования розничных рынков (в редакции, действовавшей в спорном периоде), в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 этих Правил организации, не являющейся на дату присвоения такого статуса субъектом оптового рынка в отношении соответствующих групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области, Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия)), эта организация обязана получить статус субъекта оптового рынка, а также выполнить установленные законодательством Российской Федерации условия, обеспечивающие ее допуск к торговой системе оптового рынка, не позднее 1 января 2008 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности.
Таким образом, в случае неполучения третьим лицом статуса субъекта оптового рынка оно лишается статуса гарантирующего поставщика на розничном рынке электрической энергии и, как следствие, прекращает свою деятельность на соответствующем рынке.
Этот вывод сделан апелляционной коллегией в связи с прекращением деятельности именно конкретного субъекта розничного рынка (гарантирующего .поставщика), статус которого, в отличие от энергоснабжающей (энергосбытовой) организации, предполагает не только дополнительную ответственность на данном рынке, но и потенциально иные возможности для перспективы развития своей деятельности на нем, иную привлекательность для потребителей (абонентов).
В связи с этим принципиальное значение приобретает судебная оценка вывода антимонопольного органа о том, что ОАО "КЭСК" и ООО "Энергокомфорт" являются конкурентами на розничном рынке электрической энергии.
В данном случае обращение ООО "Энергокомфорт" в адрес ОАО "КЭСК" обусловлено требованием некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (далее - администратор, АТС) о предоставлении Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО "КЭСК" - ООО "Энергокомфорт", согласованного со смежным субъектом оптового рынка электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод заявителя о незаконности такого требования, руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ под оптовым рынком электрической энергии (мощности) понимается сфера обращения особого товара - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Законом N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации. Субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном Законом N 35-ФЗ порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.
Согласно пункту 2 статьи 30 Закона N 35-ФЗ основными принципами организации оптового рынка являются свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Закона N 35-ФЗ.
Как указано в пункте 1 статьи 31 Закона N 35-ФЗ, в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом N 35-ФЗ, а также администратор торговой системы оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор.
Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка определен в статье 35 Закона N 35-ФЗ.
В этой статье определено, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе проведение мероприятий технического характера и иных мероприятий, вступление в члены администратора торговой системы оптового рынка и (или) подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1).
Порядок получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности. Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии, устанавливается основными положениями функционирования оптового рынка (пункты 3 и 4 статьи 35 Закона N 35-ФЗ).
В силу статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка, основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, а равно правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.
Согласно пункту 16 названных Правил для получения статуса /субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются определенные требования, в том числе (подпункт "б") выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, а именно: обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка администратору торговой системы данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным данными Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.
В пункте 17 этих Правил указано, что организации, предоставившие администратору торговой системы документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 Правил, и согласовавшие с системным оператором и администратором торговой системы группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их администратором торговой системы в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Следовательно, для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка ему необходимо получить доступ к услугам администратора, который впоследствии включает такое юридическое лицо в Реестр субъектов оптового рынка. При этом для получения доступа к услугам администратора юридическое лицо обязано представить соответствующий комплект документов.
Правила недискриминационного доступа определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка (далее соответственно -субъекты оптового рынка, услуги, администратор), а также порядок оказания этих услуг (пункт 1).
Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 5 Правил недискриминационного доступа).
Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору информацию и документы, указанные в пункте 6 Правил недискриминационного доступа.
Согласно положениям пункта 8 Правил недискриминационного доступа в целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном администратором.
Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.
В силу приведенных правовых норм согласование третьим лицом соответствующего Перечня с ОАО "КЭСК" обусловлено не только обязанностью ООО "Энергокомфорт" как юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить данный документ для получения доступа к услугам администратора, но и обязанностью ОАО "КЭСК" обеспечить такое согласование в непродолжительный и разумный срок. Апелляционная коллегия правомерно признала, что требование АТС о согласовании ООО "Энергокомфорт" с ОАО "КЭСК" Перечня средств измерений соответствует нормативным положениям и предоставленным администратору полномочиям, а несвоевременное включение третьего лица в Реестр субъектов оптового рынка обусловлено именно незаконными действиями ОАО "КЭСК", которые могли привести к вытеснению третьего лица с розничного рынка электрической энергии в силу пункта 40 Правил функционирования розничных рынков.
По смыслу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ "препятствия доступу" на товарный рынок соотносятся и с достаточно близкой перспективой существования (сохранения) на рынке определенного хозяйствующего субъекта (в определенном значимом для него статусе) независимо от наличия либо отсутствия этого субъекта на данном рынке в настоящем времени. Противоправность и общественная опасность создания таких препятствий в форме действий (бездействия) могут быть связаны как с возникновением (зарождением) конкурентной среды в областях (рынках, сферах обращения товаров или услуг), где ранее господствовали субъекты той или иной естественной монополии, так и с сохранением и развитием конкурентной среды там, где она существовала ранее.
Оценив представленные участниками спора доказательства, апелляционный суд сделал следующие выводы.
В письмах ОАО "КЭСК" от 21.08.2007 N 122-8521 и от 10.09.2007 N 122-9114 основания для отказа в подписании Перечня средств измерений не соответствуют требованиям законодательства. Из этих писем усматривается, что отказ заявителя в согласовании средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО "КЭСК" - ООО "Энергокомфорт" носит формальный характер и не касается возможности сопоставления по техническим условиям. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола заседания Комиссии при Наблюдательном совете АТС по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействие) субъектов электроэнергетики, препятствующие доступу на оптовый рынок электроэнергии от 25.10.2007 (том дела I; листы 30-31).
Ни один из приведенных нормативных актов не предусматривает права лица при повторном рассмотрении тех же документов с внесенными по требованию этого лица изменениями отклонить их по иным обстоятельствам, не выявленным или не отраженным ранее. Антимонопольный орган правильно квалифицировал действия ОАО "КЭСК" применительно к пункту 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-Ф3.
Кассационная коллегия не находит оснований для, переоценки соответствующих доказательств и считает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Подлежащие применению в данном случае нормативные положения и изложенные фактические обстоятельства дела не позволяет признать обоснованными кассационные доводы. Дополнительных материалов в опровержение выводов судов податель жалобы не представил.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от, 08.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 по делу N А26-6349/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2008 г. N А26-6349/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника