Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июля 2008 г. N А42-5477/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Кужаровой Н.И.,
при участии от Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска Клименковой М.А. (доверенность от 17.03.2008), от администрации города Мурманска Гармаш Н.В. (доверенность от 09.01.2008),
рассмотрев 24.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Федорова Виталия Владимировича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.12.2007 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 (судьи Петренко Т.И., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А42-5477/2007,
установил:
индивидуальный предприниматель Федоров Виталий Владимирович обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет), выразившихся в отказе в согласовании паспорта маршрута и расписания движения по маршруту N 70 "улица Крупской - площадь Нахимова".
До принятия решения по делу Федоров В.В. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил свои требования и просил признать незаконными действия комиссии по развитию пассажирского транспорта и организации регулярных маршрутных пассажирских перевозок в городе Мурманске администрации города Мурманска (далее - Комиссия), выразившиеся в отказе в согласовании паспорта маршрута N 70 "улица Крупской - площадь Нахимова" и расписания движения по указанному маршруту, отраженного в протоколе заседания Комиссии от 19.06.2007 N 3.
Определением от 23.10.2007 к участию в деле в качестве органа, чьи действия оспариваются, привлечена администрация города Мурманска (далее Администрация).
Решением от 25.12.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Федоров В.В. просит отменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:
- поскольку ни одним нормативным актом не предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления в орган местного самоуправления для согласования открытия нового маршрута, а также не предусмотрен порядок согласования, то предоставляться должны именно те документы, согласование которых требуется, а именно паспорт маршрута и расписание движения. При этом подлежащим применению нормативным актом является Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", регулирующий порядок совершения органом местного самоуправления действий, направленных на рассмотрение и принятие мотивированного решения по поступившему обращению;
- определение целесообразности открытия нового маршрута должно осуществляться предпринимателем - перевозчиком, поэтому вывод суда об обращении Федорова В.В. с заявлением о согласовании нового маршрута до решения вопроса о целесообразности его открытия, не может быть признан правильным.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет, ссылаясь на ее необоснованность, просит решение от 25.12.2007 и постановление от 09.04.2008 оставить без изменения.
В судебном заседании представители Комитета и Администрации возразили против удовлетворения кассационной жалобы.
Федоров В.В., надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, направил в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Федорову В.В. выдана лицензия от 16.08.2004 N АСС-51-11081 со сроком действия с 03.09.2004 по 02.09.2009 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, по территории Российской Федерации.
Федоров В.В. по собственной инициативе разработал схему маршрута N 70 "улица Крупской - площадь Нахимова", произвел замер его протяженности, согласовал маршрут с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Мурманской области, составил паспорт маршрута и расписание движения, после чего 16.05.2007 направил в Комитет заявление, в котором, руководствуясь статьей 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12 (далее - Устав), просил согласовать паспорт маршрута N 70 для автобусов малой вместимости, расписание движения, а также создать комиссию для проведения обследования дорожных условий на маршруте.
К указанному заявлению Федоров В.В. приложил паспорт маршрута и расписание движения.
Комиссия, рассмотрев заявление Федорова В.В., 19.06.2007 приняла решение об отказе в согласовании представленных документов в связи со следующим:
- путь следования предполагает использование муниципальных маршрутов автобусов большой и особо большой вместимости, а также маршрутов автобусов малой вместимости, утвержденных в схеме городских автобусных маршрутов;
- открытие маршрута не представляется возможным ввиду превышения пропускной способности улиц Лобова, Полярные зори, Ломоносова, Пономарева, транспортной развязки в районе магазина "Молодежный", касс "Аэрофлота", магазина "Океан", по которым проходит значительная часть маршрута, что делает невозможным обеспечить безопасную перевозку пассажиров;
- в адрес организатора перевозок не поступало обращений жителей города по открытию предлагаемого маршрута;
- заездные карманы не в состоянии справиться с возросшим потоком пассажирского транспорта;
- Комитетом получен патент на промышленный образец "Схема городских автобусных маршрутов" N 62412, приоритет которого установлен с 01.01.2006.
Комитет письмом от 25.06.2007 N 23-05-28/3847 известил Федорова В.В. о результатах рассмотрения Комиссией вопроса о согласовании маршрута N 70 и возвратил заявителю представленные им документы.
Ссылаясь на то, что решение Комиссии от 19.06.2007 принято с нарушением действующего законодательства, Федоров В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьями 21 и 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются. .. .'
Поскольку Устав не содержит ни перечня документов, необходимых для предоставления в орган местного самоуправления для открытия нового маршрута, ни порядка совершения действий, судом первой инстанции и апелляционным судом правомерно применены Положение об организации транспортного, обслуживания населения наземным пассажирским транспортом на территории Мурманска, утвержденное постановлением главы муниципального образования "Город Мурманск" от 26.10.2005 N 1159 (далее - Положение), и Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил, организация новых городских и пригородных автобусных маршрутов производится в порядке установленном статьей 76 Устава и по согласованию с исполнительными комитетами городских, районных советов народных депутатов.
Согласно пункту 2.2 Положения основой для формирования маршрутной сети являются данные, получаемые при обследовании и изучении пассажирских потоков на транспортной маршрутной сети городского сообщения. Полученные в результате обследования пассажиропотоков сведения служат основанием корректировки как общей маршрутной сети регулярных сообщений, так и отдельных маршрутов регулярных сообщений, выбора типа и количества транспортных средств, распределения их по маршрутам, контроля составления расписания движения пассажирского транспорта.
В силу пункта 2.4 Положения маршрут регулярного сообщения открывается при наличии следующих условий:
- осуществления общественной потребности в перевозках по данному маршруту;
- обеспечения безопасности движения и охраны окружающей среды;
- обустройства, состояния и пропускной способности дороги, позволяющих осуществить движение по данному маршруту.
В соответствии с пунктом 18 Правил в случае, когда признано целесообразным открыть автобусный маршрут, составляется паспорт маршрута по установленной форме, разрабатывается расписание движения автобусов, которое утверждается в установленном порядке.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 Положения в случае открытия нового маршрута регулярного сообщения привлечение транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для осуществления перевозок осуществляется на конкурсной основе.
Как следует из материалов дела, комиссией по обследованию автобусных маршрутов, созданной в соответствии с постановлением Администрации от 23.08.2006 N 1358, не устанавливалась потребность населения в его перевозке от улицы Крупской-до площади Нахимова дополнительным автобусным маршрутом.
Поскольку Администрацией в лице Комитета вопрос о целесообразности осуществления перевозки пассажиров по указанному пути следования не рассматривался, новый маршрут в соответствии с пунктом 3.1 Положения в Комиссию на утверждение не представлялся, то судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что обращение Федорова В.В. по вопросу согласования документов по разработанному им маршруту N 70 "улица Крупской - площадь Нахимова" и расписания движения Комиссией правомерно отклонено.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств, а потому в силу статей 286, 287 АПК РФ не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу N А42-5477/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Федорова Виталия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
|
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2008 г. N А42-5477/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника