Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 августа 2008 г. N А56-29217/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Кочеровой Л.И., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Торг-Мастер" Абакумовой Е.Е. (доверенность от 01.11.2007 N б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Косарим ТА. (доверенность от 17.03.2008 N 17-01/12105),
рассмотрев 31.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2008 (судья Рыбаков СП.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-29217/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торг-Мастер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 31.05.2007 N 154, которым налоговый орган отказал Обществу в возмещении 318 169 руб. налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, а также признал необоснованным применение им налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации товаров (работ, услуг) на сумму 154 601 268 руб.
Решением суда первой инстанции от 18.01.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.2008, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусмотрена возможность применения налоговой ставки 0 процентов при вывозе товаров в таможенном режиме реэкспорта, а соответственно отсутствуют основания и для возмещения налога из бюджета применительно к этой операции
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 22.01.2007 Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за декабрь 2006 года, указав в ней реализацию товаров на сумму 154 601 268 руб. и 318 169 руб. налоговых вычетов, заявленных к возмещению из бюджета.
В ходе проведения камеральной проверки декларации и представленного вместе с ней пакета документов Инспекция установила, что Обществом и иностранными компаниями были заключены договоры, в соответствии с которыми заявитель, являясь дистрибьютором, приобретал у этих компаний по договорам поставки товары, предназначенные для реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Приобретенные и ввезенные Обществом на таможенную территорию Российской Федерации товары на сумму 154 601 268 руб., предназначенные для реализации на внешнем рынке, были помещены под таможенный режим реэкспорта, а затем без изменения таможенного режима вывезены воздушным транспортом через аэропорт "Пулково" на территорию Латвии на основании контракта от 15.03.2006 N 03-06, заключенного с фирмой "АSTOR АLLIАNS LLP" (Великобритания).
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 31.05.2007 N 154, которым признано необоснованным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов при вывозе товаров на сумму 154 601 268 руб. в таможенном режиме реэкспорта и отказано в возмещении 318 169 руб. налога на добавленную стоимость.
Суды обеих инстанций удовлетворили требования заявителя, указав на-то; что в законодательстве о налогах и сборах отсутствуют определения понятий "экспорт" и "реэкспорт", в связи с чем, в данном случае необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 11 НК РФ, согласно которым институты, понятия-и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом. По мнению судов обеих инстанций, толкование статей 156 и 239 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) позволяет считать, что вывоз товаров в таможенных режимах экспорта и реэкспорта имеет общие признаки, характерные для вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что положения главы 21 НК РФ в отношении реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, распространяются и на операции по реализации товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта, а соответственно, к таким операциям применяются и правила о налоговых вычетах и возмещении налога, предусмотренные статьями 172 и 176 НК РФ.
По мнению суда кассационной инстанции, такое толкование и применение норм права являются ошибочными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной зоны, при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В пункте 1 статьи 156 Таможенного кодекса указано, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 "Таможенные режимы" Раздела II "Таможенные процедуры" Таможенного кодекса, и соблюдать этот таможенный режим.
В подпункте 22 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса дано понятие таможенного режима - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Статья 16 Таможенного кодекса возлагает обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, на российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена. Исходя из указанного, при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации у Общества возникла обязанность задекларировать товары, и выбрать определенный таможенный режим. Причем с учетом положений статей 155 и 156 Таможенного кодекса закон позволяет в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что приобретенные у иностранных поставщиков товары были помещены Обществом под таможенный режим реэкспорта и на момент их вывоза заявитель не изменил этот таможенный режим на другой.
Согласно статье 165 Таможенного кодекса под экспортом понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
Реэкспорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 239 Таможенного кодекса).
Под таможенный режим экспорта могут быть помещены только товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, в то время как таможенный режим реэкспорта применяется лишь в отношении иностранных товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 151 НК РФ при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и помещении его под таможенный режим реэкспорта налог на добавленную стоимость не уплачивается.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что таможенные режимы экспорта и реэкспорта имеют различное экономическое и правовое содержание, которое исключает их взаимозаменяемость, в том числе в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 164 НК РФ реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме реэкспорта, не относится к числу операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Суды первой и апелляционной инстанции сделали ошибочный вывод о возможности применения указанной нормы права по аналогии к правоотношениям, связанным с вывозом товаров в таможенном режиме реэкспорта.
Посчитав, что таможенный режим реэкспорта является разновидностью таможенного режима экспорта, суды не учли различие в содержании этих таможенных режимов, которое заключается в том, что экспорт применяется в отношении товаров, находящихся на территории Российской Федерации в свободном обращении, а под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, которые ввезены, но в свободное обращение не выпущены (статьи 165, 240 Таможенного кодекса). Как исключение из приведенного общего правила реэкспорт допускается в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение, с соблюдением требований статьи 242 Таможенного кодекса в случае возврата этих товаров при их несоответствии условиям контракта.
Таким образом, таможенные режимы экспорта и реэкспорта действуют в отношении товаров с различными таможенными характеристиками и имеют разное целевое назначение.
В соответствии с положениями главы 21 НК РФ налоговая ставка 0 процентов по налогу на добавленную стоимость предусмотрена только в отношении экспорта товаров.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. Указанная территория считается местом реализации товаров в двух случаях: если товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации (статья 147 НК РФ).
В рассматриваемом случае территория Российской Федерации не: может быть признана местом реализации товаров, так как по условиям контрактов с иностранными лицами (продавцами и покупателем) приобретаемый Обществом товар был предназначен покупателю, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, и оно изначально заявило режим реэкспорта, что свидетельствует о незавершенности транспортировки товара, обязательном последующем его вывозе, то есть вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации в указанном таможенном режиме нельзя признать началом этой транспортировки.
Таким образом, произведенные Обществом операции по реализации товара, транспортированного через таможенную территорию Российской Федерации, в силу положений главы 21 НК РФ не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно статье 171 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную сумму налога на установленные этой статьей налоговые вычеты, в том числе на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров, (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (за определенным исключением), и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вместе с тем, системное толкование статей 172, 176 Кодекса не допускает возможности применения налоговых вычетов иначе как при наличии операций, являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость и оснований для исчисления налога.
В связи с тем, что осуществленные Обществом операции по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме реэкспорта, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость и на них не распространяются специальные правила о порядке исчисления этого налога, оснований для применения налоговых вычетов и возмещения налога, предусмотренных статьями 172 и 176 НК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах Общество неправомерно применило ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговый вычет по спорным операциям.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества в пользу Инспекции подлежит взысканию 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу N А56-29217/2007 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Торг-Мастер" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торг-Мастер" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2008 г. N А56-29217/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника