Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 августа 2008 г. N А56-48272/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 апреля 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.П., Константинова П.Ю.,
при участии от КУГИ Колоскова Н.С. (доверенность от 26.12.2007 N 31701-42), от Управления Савеловой Д.О. (доверенность от 14.12.2007 N 143),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2008 по делу N А56-48272/2007 (судья Капелькина Л.М.),
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д. 47, корп. 5, лит. А; кадастровый номер 78:14:7677:0:76, и обязании Управления провести государственную регистрацию права государственной собственности Санкт-Петербурга на указанное здание.
Решением от 16.04.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит отменить названное решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Как указывает податель жалобы, основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости послужило непредставление в нарушение статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) документов, подтверждающих право пользования земельным участком, предоставленным под строительство, что свидетельствует о наличии у возведенного объекта признаков самовольной постройки; то, что субъектом права собственности на вновь созданное имущество является субъект Российской Федерации - Санкт-Петербург, в силу равенства субъектов Российской Федерации с иными участниками гражданских отношений не освобождает его от необходимости представления таких документов.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, указав, что представление документов, касающихся земельного участка, необходимо для подтверждения правомерности создания постройки. Представитель КУГИ против удовлетворения жалобы возражал, считая, что для государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости не требуется формирования земельного участка.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 1321-ра "О проектировании и строительстве ледового стадиона в Московском административном районе Санкт-Петербурга" решено осуществить проектирование и строительство ледового стадиона по проекту повторного применения по адресу: Московский административный район, восточнее пр. Юрия Гагарина, квартал 7 на земельном участке площадью 1,2 га, примыкающем к территории государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр физической культуры и здоровья детей Московского района", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д. 47.
Названным распоряжением функции заказчика по строительству ледового стадиона возложены на Комитет по строительству.
Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Комитету по строительству выдано разрешение от 20.02.2007 N 78-0911 в-2007 на ввод объекта в эксплуатацию.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2007 N 104-пр утвержден проект границ земельного участка по адресу: Московский район, квартал 7 Восточнее пр. Юрия Гагарина, площадью 12 544 кв. м, с разрешенным использованием - под строительство ледового стадиона.
КУГИ обратился в Управление с заявлением от 15.06.2007 о государственной регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на названный объект недвижимости.
Однако уведомлением от 21.09.2007 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности на здание на основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в связи с непредставлением документов, подтверждающих право пользования земельным участком под строительство здания ледового стадиона, поскольку земельный участок, на котором расположен вновь созданный объект недвижимости, не прошел кадастровый учет, не сформирован, кадастровый номер ему не присваивался.
КУГИ, ссылаясь на то, что строительство объекта осуществлено на земельном участке, находящемся в государственной собственности, которая не разграничена, распоряжение такими участками производится органами исполнительной власти Санкт-Петербурга без обязательной государственной регистрации прав на земельный участок, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацу 9 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В силу статьи 219 того же Кодекса право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Порядок государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости установлен статьей 25 Закона о государственной регистрации, согласно которой (в редакции, действовавшей на момент обращения КУГИ в регистрирующий орган и направления Управлением обжалуемого отказа) право регистрируется на основании документов, подтверждающих факт создания объекта. Представление КУГИ документов, касающихся строительства ледового стадиона (разрешение на строительство, документ о вводе объекта в эксплуатацию), регистрирующим органом не оспаривается.
Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведений о земельном участке, на котором расположен построенный объект, (непроведение кадастрового учета земельного участка) правомерно не признано судом в качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности на данный объект.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Поскольку в отношении спорного земельного участка не имеется сведений о принадлежности его гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям, этот участок является государственной собственностью и относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, так как не подпадает ни под одну из категорий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Предоставление участка под застройку является одним из способов распоряжения им.
В соответствии с редакцией пункта 10 статьи 3 Вводного закона, действовавшей на момент принятия распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 1321-ра о строительстве ледового стадиона, для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю не требовалась.
В силу пункта 10 названной статьи в редакции, действовавшей на момент окончания строительства, обращения КУГИ в регистрирующий орган и принятия Управлением решения об отказе в государственной регистрации, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение такими участками в городе федерального значения Санкт-Петербурге осуществляют органы исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в период осуществления строительства спорного объекта и до обращения в регистрирующий орган, а затем в суд возможность распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не связывалась с государственной регистрацией прав на них. Поэтому отсутствие в ЕГРП сведений о таком земельном участке, занятом вновь возведенным объектом, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права государственной собственности субъекта Российской Федерации, не является препятствием для государственной регистрации права на данный объект.
Строительство субъектом Российской Федерации здания на земельном участке, находящемся в государственной собственности, государственная собственность на который не разграничена и в отношении которого не проведен кадастровый учет, не свидетельствует о наличии у возведенного строения признаков, предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности обжалуемого отказа регистрирующего органа и удовлетворении заявленных требований КУГИ является правильным.
Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о наличии установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда, в связи с чем данный судебный акт должен быть оставлен в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2008 по делу N А56-48272/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2008 г. N А56-48272/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника