Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 августа 2008 г. N А52-1004/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.05.2008 по делу N А52-1004/2008 (судья Орлов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИ-2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 18.04.2008 N 19-07/2089 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 30 000. руб.
Решением от 19.05.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 19.05.2008, ссылаясь, на неправильное применение судом норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просить оставить решение от 19.05.2008 без изменения, полагая его правомерным.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией 15.04.2008 проведена проверка предусмотренных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" правил реализации алкогольной продукции в принадлежащем Обществу торговом павильоне, расположенном в городе Пскове на площади Ленина у дома N 1. При проведении проверки выявлено отсутствие товаросопроводительных документов на находящуюся в продаже одну бутылку вина "Лепестки сакуры. Сливочное", ненадлежащее оформление раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной на вино "Мерло" и слабоалкогольные напитки двух наименований, ненадлежащее оформление ценников.
По результатам проверки составлены акт от 15.04.2008 и протокол об административном правонарушении от 16.04.2008, а постановлением от 18.04.2008 N 19-07/2089 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде 30 000 руб. штрафа.
Полагая данное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьями 16, 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Статьей 10.2 названного Закона предусмотрена возможность оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, к которым относятся в том числе товарно-транспортная накладная, справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи) предусмотрена обязанность продавца ознакомить потребителя в том числе с товарно-сопроводительными документами. Пунктом 19 Правил продажи установлено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Из материалов дела следует, что товарно-сопроводительные документы на ряд наименований алкогольной продукции в момент проведения проверки не были представлены Инспекции. На слабоалкогольную продукцию двух наименований ценники оформлены ненадлежащим образом (отсутствовали наименование продукции, дата оформления ценника, подпись лица, оформившего ценник, и печать организации). Данные документы были надлежащим образом оформлены и представлены Инспекции при составлении протокола об административном правонарушении. Непредставление этих документов по требованию проверяющих образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем суд, установив нарушение Инспекцией процедуры привлечения Общества к административной ответственности, признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его. В целях обеспечения лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, предусмотренных законом прав и гарантий, административным органом должны быть приняты все меры для извещения этого лица либо его законного представителя как о составлении Инспекцией протокола, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В данном случае из материалов дела видно, что руководитель Общества присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении 16.04.2008, однако от подписи отказался. Письменного уведомления о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении налоговый орган не направлял. Сведения о том, что законный представитель Общества извещался устно о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалы дела не представлены. Руководитель Общества факт его извещения отрицает. Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу о рассмотрении Инспекцией дела об административном правонарушении в отсутствие лица, надлежащим образом об этом извещенного.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда правильным, равно как и вывод об удовлетворении заявленных Обществом требований в связи с нарушением Инспекцией процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, не обеспечившей предоставленные ему законом права и гарантии.
При таком положении, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19.05.2008 по делу N А52-1004/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2008 г. N А52-1004/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника