Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 сентября 2008 г. N А05-992/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 09.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архбум" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.04.2008 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 (судьи Бочкарева И.Н, Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-992/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Архбум" (далее - Общество, ОАО "Архбум") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) 15 519 руб. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных в местный бюджет налогов, пеней и штрафов, и с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС) 327 977 руб. 58 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации налогов, пеней и штрафов.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2008, заявление Общества удовлетворено в части обязания Инспекции уплатить ему 2 194 руб. 83 коп. процентов и МИФНС - 47 579 руб. процентов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекция провела выездную налоговую проверку по вопросам соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, о чем составлен акт от 04.12.2006 N 12-10/9111дсп и принято решение от 09.01.2007 N 12-10/2 дсп. Данным решением ОАО "Архбум" привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 1 354 511 руб. 20 коп., по статье 123 НК РФ - 20 528 руб. 31 коп., по пункту 1 статьи 126 НК РФ - 27 800 руб. Обществу также предложено уплатить в срок, указанный в требовании 6 772 556 руб. 02 коп. налогов и 280 084 руб. 18 коп. пеней.
ОАО "Архбум" в добровольном порядке уплатило доначисленные суммы налогов и пеней, однако, не согласившись с решением Инспекции, обжаловало его в судебном порядке.
Решениями Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2007 по делу N А05-3408/2007; от 23.05.2007 по делу N А05-2448/2007, от 25.05.2007 по делу N А05-4024/2007; от 30.05.2007 по делу N А05-3785/2007, от 04.06.2007 по делам N А05-3783/2007 и N А05-3782/2007; от 05.06.2007 по делу N А05-3784/2007; от 09.06.2007 по делу N А05-3298/2007 и от 27.06.2007 по делу N А05-3299/2007 решение Инспекции от 09.01.2007 N 12-10/2 дсп признано недействительным.
По заявлениям Общества суммы уплаченных налогов, пеней и штрафов были возвращены на расчетный счет ОАО "Архбум".
Полагая, что уплаченные им суммы, которые начислены по результатам выездной налоговой проверки, являются излишне взысканными, Общество обратилось в налоговые органы с заявлением о выплате процентов начисленных на эти суммы.
Решением от 13.12.2007 N 06-55/8340 МИФНС отказала в выплате процентов, ссылаясь на то, что суммы налогов, пеней и штрафов излишне уплачены Обществом в добровольном порядке, поэтому положения статьи 79 НК РФ не подлежат применению.
Не согласившись с отказом в выплате процентов, ОАО "Архбум" обратилось в арбитражный суд с заявлением об их принудительном взыскании.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на то, что оно уплатило суммы налогов, сборов, пеней, штрафов не в добровольном порядке, а не основании решения Инспекции, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, в связи с чем такие суммы следует отнести к излишне взысканным, а их возврат осуществлять с начислением процентов, руководствуясь положениями статьи 79 НК РФ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
По мнению судов первой и апелляционной инстанций, в данном случае излишне взысканными являются суммы штрафов, уплаченные по требованию налогового органа, выставленному на основании решения, вынесенного по результатам выездной проверки. Суммы же налогов и пеней, уплаченные до выставления такого требования не могут быть признаны излишне взысканными, а являются излишне уплаченными. Исходя из этой позиции, суды признали правомерным требования Общества только в части взыскания с Инспекции 2 194 руб. 83 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных штрафных санкций в местный бюджет, и с МИФНС - 47 579 руб. 00 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных штрафных санкций в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты ошибочными с учетом следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В силу пунктов 1 и 9 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканных налога и пеней подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных на эту сумму процентов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 14 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченных налога и пеней подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В пункте 6 статьи 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 27.12.2005г. N 503" следует читать "от 27.12.2005г. N 503-О"
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005г. N 503 разъяснено, что "субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов и (или) судов в отношении которого исполняются принудительно, - иное противоречило бы духу и букве Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию правовым государством, а также вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой".
Суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на сложившуюся практику, не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-0).
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть 5 статьи 88, пункт 4 статьи 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога и, соответственно, статья 78 НК РФ применена быть не может.
ОАО "Архбум" уплатило суммы налогов и пеней во исполнение решения Инспекции от 09.01.2007 N 12-10/2 дсп, в котором прямо указаны начисленные ему налоговым органом суммы, которые он должен уплатить в соответствии с требованиями. Общество не обжаловало решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган, что приостанавливает взыскание налога (но не уплату пеней), в связи с чем необоснованна ссылка судов на изменения, внесенные в нормы Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, а обязательная подача апелляционной жалобы в проверяемый период не применялась.
Налог - форма кредита налогоплательщика государству на финансирование социально значимых целей. Следовательно, налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, при этом он вправе требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, в том числе и уплаты процентов за пользование средствами незаконно полученного кредита.
По мнению кассационной инстанции, то обстоятельство, что Общество перечислило в соответствующие бюджеты суммы налогов и пеней до направления ему требования об уплате незаконно доначисленных налоговых платежей, не влияет на принудительный характер платежа.
При таких обстоятельствах следует признать, что ОАО "Архбум" вправе требовать от государства уплаты процентов за пользование незаконно доначисленными ему в ходе производства по делу о налоговом правонарушении денежными средствами (в виде налогов), которые он уплатил в бюджет (статья 79 НК РФ).
Поскольку судами не исследовался вопрос о правильности расчета сумм процентов, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.04.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 по делу N А05-992/2008 отменить в части отказа во взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 13 324 руб. 17 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных в местный бюджет налогов, пеней и штрафов, и с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области 280 398 руб. 58 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации налогов, пеней и штрафов.
Дело в этой части передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2008 г. N А05-992/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника