Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2008 г. N А42-5964/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мурманский глиноземный терминал" Балабина Ю.С. (доверенность от 21.12.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Васиной О.В. (доверенность от 12.02.2008 N 01-14-27-12/023386) и Спящего А.Ю. (доверенность от 09.01.2008 N 01-14-27-33/000379),
рассмотрев 08.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2008 (судьи Будылева М.В., Загараева Л.П., Третьякова Н.О.) по делу N А42-5964/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманский глиноземный терминал", являющееся правопреемником закрытого акционерного общества "Мурманский глиноземный терминал" (далее - Общество), "обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 16.07.2007 N 1265 в части отказа в возмещении 13 719 197 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0% за январь 2007 года и от 16.07.2007 N 45017 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенном размере НДС за январь 2007 года в размере 13 719 197 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.02.2008 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2008 решение суда от 29.02.2008 отменено, заявление Общества удовлетворено, так как вывод суда первой инстанции, не соответствует как материалам дела и противоречит нормам налогового законодательства.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция считает, что поскольку налогоплательщиком не представлены копии коносамента с указанием порта погрузки, применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов им не обосновано.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 15.11.2004 N WF-MGT/151104 заключенного с компанией "Weinfleet-ConsultАdoriА E Servicos LDА" (Португалия) Общество в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, августе, сентябре 2005 года и январе 2007 года осуществляло выполнение комплекса стивидорных транспортно-экспедиторских услуг, включающих в себя перегрузку из судна в вагоны импортного глинозема по варианту "борт-вагон", следовавшего в адрес грузополучателя ОАО "Красноярский алюминиевый завод" для переработки.
Налогоплательщик 20.02.2007 представил в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за январь 2007 года.
В разделе 5 названной декларации "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена" общество заявило:
- по коду операции 1010405 (реализация работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ):
в графе 2 "Налоговая база" в размере 80 463 054 руб.;
в графе 4 "Налоговые вычеты по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена" в размере 4 097 909 руб.;
в графе 5 "Сумма налога, ранее исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее не была документально подтверждена" в размере 13 593 431 руб.;
в графе 6 "сумма налога, ранее принятая к вычету и подлежащая восстановлению" в размере 3 611 815 руб.
в графе "Итого, сумма налога, исчисленная к уменьшению по данному "разделу" (код строки 030) в размере 14 079 525 руб. (4 097 909 руб. + 13 593 436 руб. -3 611815 руб.).
Вместе с декларацией налогоплательщик направил в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%.
По результатам камеральной проверки указанной декларации и пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), Инспекция составила акт.
В ходе проверки инспекция установила (пункт 3 оспариваемого решения N 45017), что сумма НДС, заявленная в графе 5 раздела 5 -декларации в размере 13 593 431 руб. на дату представления декларации по НДС за январь 2007 года фактически налогоплательщиком не исчислена и не уплачена, поскольку в уточненных декларациях по НДС по внутреннему рынку за январь - июнь, август и сентябрь 2005 года, представленных в Инспекцию 20.02.2007, снята с начисления в разделах 2.1 названных деклараций.
Инспекция также выявила, что сумма НДС, заявленная в графе 6 раздела 5 декларации в размере 3 611 815 руб., заявлена Обществом также неправомерно, она не соответствует налоговым регистрам по "входному" НДС, представленным Обществом к камеральной проверке. Фактически за периоды 2005 года налоговые вычеты составляют 3 737 581 руб. В графе 4 налогоплательщиком заявлены к возмещению из бюджета в том числе по периодам 2005 года налоговые вычеты в размере 3 737 581 руб. По мнению инспекции, Общество в налоговой декларации по НДС за январь 2007 года необоснованно заявило к возмещению 9 981616 руб. (13 593 431 руб.-3 611 815 руб.).
Инспекция признала обоснованным применение налоговой ставки 0% в отношении налоговой базы в сумме 4 943 991 руб. и предьявление к возмещению из бюджета налоговых вычетов в размере 360 328 руб.
Как пояснили представители налогового органа, из налоговых вычетов указанных в графе 4 "Налоговые вычеты по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена" в размере 4 097 909 руб., Инспекция признала правомерной сумму вычетов 360 328 руб. Нарушения указанные в пункте 3 решения N 45017 судами не рассмотрены.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика налоговый орган вынес решения от 16.07.2007 N 45017 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности, которым уменьшил предъявленный к возмещению из бюджета в завышенном размере НДС в сумме 13 719 197 руб. и N 1265 которым признала необоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0% к выручке в сумме 75 519 063 руб. по работам, выполненным в 2005 году, и отказала в возмещении 13 719 197 руб. НДС.
Общество не согласилось с указанными решениями в части отказа в возмещении НДС и оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал налогоплательщику в удовлетворении требований, поскольку заявитель не представил в подтверждение права на применение ставки НДС 0% копий транспортных, товаросопроводительных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а генеральные акты не соответствуют требованиям, предъявляемым к транспортным и товаросопроводительным документам, в связи с чем налоговый орган правомерно отказал в применении ставки 0%.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда первой инстанции и признала, что Обществом соблюдены требования подпункта 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ о предоставлении транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих ввоз глинозема на территорию Российской Федерации, и признала правомерным применение налогоплательщиком ставки 0% по НДС' в отношении операций по реализации погрузочно-разгрузочных работ в сумме 75 519 063 руб., выполненных в 2005 году.
Кассационная коллегия также считает судебные акты ошибочными по следующим основаниям.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции правомерно отклонили довод инспекции о том, что положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающие право на применение ставки 0% при pe-ализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, импортируемых в Российскую Федерацию и экспортируемых за пределы Российской Федерации, не распространяются на аналогичные операции в отношении товаров, находящихся под таможенным режимом переработки на таможенной территории.
Вместе с тем судебные инстанции фактически не рассмотрели выявленные Инспекцией в ходе проверки нарушения (пункт 3 оспариваемого решения N 45017) о том, что сумма НДС, заявленная в графе 5 раздела 5 декларации в размере 13 593 431 руб. на дату представления декларации по НДС за январь 2007 года фактически налогоплательщиком не исчислена и не уплачена, поскольку в уточненных декларациях по НДС по внутреннему рынку за январь - июнь, август и сентябрь 2005 года, представленных в Инспекцию 20.02.2007, снята с начисления в разделах 2.1 названных деклараций; что сумма НДС, заявленная в графе 6 раздела 5 декларации в размере 3 611 815 руб., заявлена Обществом также неправомерно, она не соответствует налоговым регистрам по "входному" НДС, представленным Обществом к камеральной проверке. Фактически за периоды 2005 года налоговые вычеты составляют 3 737 581 руб. В графе 4 налогоплательщиком заявлены к возмещению из бюджета в том числе по периодам 2005 года налоговые вычеты в размере 3 737 581 руб. По мнению инспекции, Общество в налоговой декларации по НДС за январь 2007 года необоснованно заявило к возмещению 9 981616 руб. (13 593 431 руб. - 3 611 815 руб.). Инспекция признала обоснованным применение налоговой ставки 0% в отношении налоговой базы в сумме 4 943 991 руб. и предъявление к возмещению из бюджета налоговых вычетов в размере 360 328 руб. (страница 8 решения N 45017, том 1 л.д. 103).
Названные нарушения судами не исследованы, фактические обстоятельства по этим нарушениям судами не установлены, нет выводов о наличии этих нарушений, выявленных налоговым органом, или их отсутствии.
По указанным основаниям судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить налогоплательщику уточнить заявленные требования по основанию, предмету и размеру. С учетом уточнения Обществом требований исследовать выявленные инспекцией нарушения, допущенные обществом, истребовать у Общества в случае необходимости уточненные декларации по НДС по внутреннему рынку за январь - июнь, август и сентябрь 2005 года, представленные в Инспекцию 20.02.2007, рассмотреть дело по существу и принять соответствующее решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2008 по делу N А42-5964/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2008 г. N А42-5964/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника