Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 сентября 2008 г. N А26-7805/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
при участии помощника прокурора Санкт-Петербурга Хорошевского И.А., от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия Суровцева А.Г. (доверенность от 03.03.2008 N 153-ГД), от Управления Республики Карелия по охотничьему хозяйству Леоновой Т.В. (доверенность от 09.09.2008 N 46), от общества с 'ограниченной ответственностью "Охота и рыбалка в Карелии" директора Белявского А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2008 (судья Шатина Г.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2008 (судьи Борисова Г.В., Зотеева Л.В., Петренко Т.И.) по делу N А26-7805/2007,
установил:
Заместитель прокурора Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия о признании недействительным распоряжения Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) от 29.05.2007 N 39-р о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Охота и рыбалка в Карелии" (далее - Общество) территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, а также о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия (далее - Управление Россельхознадзора) по выдаче Обществу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Управление Росприроднадзора), Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству (далее - Управление по охотничьему хозяйству) и Общество.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным, как несоответствующее Федеральным законам "О животном мире" и "Об экологической экспертизе" оспариваемое распоряжение Министерства, и незаконными действия Управления Россельхознадзора по выдаче Обществу лицензии N 0000953 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты сроком действия с 01.06.2007 по 01.06.2017 в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы. Суд также обязал Управление по охотничьему хозяйству аннулировать выданную Обществу лицензию N 0000953 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2008 решение суда от 18.03.2008 отменено, в удовлетворении заявленных требований заместителю прокурора отказано.
В кассационной жалобе заместитель прокурора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции полностью, и изменить пункт два решения суда первой инстанции, возложив обязанность аннулировать лицензию, выданную Обществу, на Управление Россельхознадзора.
В судебном заседании помощник прокурора Санкт-Петербурга поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Управления Россельхознадзора, Управления по охотничьему хозяйству и Общества просили оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 29.05.2007 N 39-р Министерство предоставило Обществу территорию (акваторию) площадью 322, 6 тыс. га, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 10 лет в границах согласно приложению к названному распоряжению.
На основании указанного распоряжения Управление Россельхознадзора выдало Обществу долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира N 0000953 сроком действия с 01.06.2007 до 01.06.2017.
Посчитав, что издание распоряжения Министерства от 29.05.2007 N 39-р, а также выдача лицензии без предварительной государственной экологической экспертизы, предусмотренной статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и статьей 20 Федерального закона "О животном мире", незаконны, заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции поддержал правовую позицию заявителя о том, что для предоставления территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и выдачи лицензии на пользование объектами животного мира необходимо положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Суд апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что к спорным правоотношениям подлежат применению специальные нормы Федерального закона "О животном мире", регулирующие вопросы пользования объектами животного мира; статьей 20 названного закона установлен исчерпывающий перечень объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе; Федеральный закон "О животном мире" и принятые во исполнение данного закона иные акты не содержат требования о необходимости проведения экспертизы материалов, обосновывающих получение территории (акватории) и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
В силу статьи 20 названного закона обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Этой же статьей предусмотрено, что порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698, государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы (документация и материалы), определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) установлено, что объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, материалы обоснования лицензий на осуществление 'деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 названного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Аналогичный принцип закреплен и статьей 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Охота, как вид природопользования, оказывает воздействие на окружающую природную среду путем изъятия из этой среды объектов животного мира, поэтому может быть опасной для окружающей природной среды, пока иное не будет установлено в рамках, предусмотренных законом процедур, в данном случае -государственной экологической экспертизой, в связи с этим является обоснованным вывод суда первой инстанции об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Таким образом, в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы территория (акватория), необходимая для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, не могла быть предоставлена Обществу, а распоряжение Министерства от 29.05.2007 N 39-р, предоставляющее возможность возникновения права пользования объектами животного мира на такой территории (акватории), не могло быть издано. Следовательно, на основании указанного распоряжения не могла быть выдана и лицензия на пользование объектами животного мира.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое распоряжение Министерства и незаконными действия Управления Россельхознадзора по выдаче Обществу лицензии на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Вместе с тем, суд первой инстанции неправомерно обязал Управление по охотничьему хозяйству аннулировать выданную Обществу лицензию N 0000953 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, поскольку требование об аннулировании лицензии в рамках рассмотрения данного дела не заявлялось. Кроме того, указанная лицензия была выдана не Управлением по охотничьему хозяйству, а Управлением Россельхознадзора.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в части отмены решения Арбитражного суда Республики Карелия о, признании недействительным оспариваемого распоряжения и незаконными действия Управления Россельхознадзора по выдаче Обществу лицензии N 0000953 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты сроком действия с 01.06.2007 по 01.06.2017 в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В остальной части постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктами 1 и 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2008 по делу N А26-7805/2007 отменить в части отмены решения Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2008 о признании недействительным распоряжения Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия от 29.05.2007 N 39-р о выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Охота и рыбалка в Карелии" лицензии N 0000953 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты сроком действия с 01.06.2007 по 01.06.2017 в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В этой части оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2008 по делу N А26-7805/2007.
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2008 по делу N А26-7805/2007 оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2008 г. N А26-7805/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника