г. Санкт-Петербург
30 мая 2008 г. |
Дело N А26-7805/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Л.В. Зотеевой , Т.И. Петренко
при ведении протокола судебного заседания: Мацур Л.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия и ООО "Охота и рыбалка в Карелии" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2008г. по делу N А26-7805/2007 (судья Шатина Г.Г.)
по заявлению заместителя Прокурора Республики Карелия
к Министерству сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия и Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия
третьи лица: ООО "Охота и рыбалка в Карелии"; Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству; Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия
о признании недействительным распоряжения и незаконными действий органа исполнительной власти
при участии:
от заявителя: Раздобреевой И.Г. удостоверение
от ответчика:
Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия - Дмитриева А.А. доверенность от 01.02.2008г.;
Управления Федеральной службы по вет. и фитосанитарному надзору по Республике Карелия - Суровцева А.Г. доверенность от 03.03.2008г. N 153,
от 3-х лиц:
ООО "Охота и рыбалка в Карелии" - Белявского А.В. ген. директор;
Управления Республики Карелия по охотничьему хозяйству - Леоновой Т.В. доверенность от 17.03.2008г. N 4
Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия - не явились-извещены
установил:
Заместитель Прокурора Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия N 39-р от 29.05.2007г. о предоставлении ООО "Охота и рыбалка в Карелии" территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "Охота и рыбалка в Карелии" долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.
Свои требования заявитель обосновывал тем, что при издании оспариваемого распоряжения не были применены положения ст. 20 Федерального закона "О животном мире" и ст.11 - 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", согласно которым предоставляются материалы, обосновывающие предоставление территории (акватории), прошедшие государственную экологическую экспертизу, чем нарушены права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности как собственника объектов животного мира, права Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия как органа, уполномоченного в области экологической экспертизы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, по заявлению Прокурора привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству и ООО "Охота и рыбалка в Карелии".
Решением суда первой инстанции заявление заместителя Прокурора Республики Карелия удовлетворено в полном объеме. Признано недействительным распоряжение Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия N 39-р от 29.05.2007г. о предоставлении ООО "Охота и рыбалка в Карелии" территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и признаны незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "Охота и рыбалка в Карелии" долгосрочной лицензии N 0000953 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты сроком действия с 01.06.2007г. по 01.06.2017г. в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы. Суд обязал Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству аннулировать выданную ООО "Охота и рыбалка в Карелии" лицензию N 0000953 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия и ООО "Охота и рыбалка в Карелии" направили апелляционные жалобы, в которых просили отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что считает неправомерной ссылку суда на ст.20 Федерального закона "О животном мире", поскольку обязательной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов, так как данный перечень объектов экспертизы является исчерпывающим, а материалы, обосновывающие предоставление территории (акватории) и выдачу долгосрочной лицензии при пользовании объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в нем не указаны. Следовательно, не имеется оснований для признания недействительным оспариваемого распоряжения.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Республике Карелия также поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что Управление Россельхознадзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биоресурсов и среды их обитания и, выдавая лицензию, руководствовалось ст.35-38 Федерального закона "О животном мире", которыми установлен порядок и условия предоставления долгосрочной лицензии, которые не содержат требования о представлении государственной экологической экспертизы, подобных указаний не содержат и ст.11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Выводы суда считает ошибочными.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что лицензия была получена на законном основании, все необходимые документы были представлены в полном объеме, все согласования получены, поэтому не имелось оснований для признания действий органа, выдавшего лицензию незаконными.
Представитель Прокурора Республики Карелия в судебном заседании не согласился с доводами апелляционных жалоб, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Управления Республики Карелия по охотничьему хозяйству в судебном заседании согласился с доводами апелляционных жалоб и пояснил, что выводы суда первой инстанции считает необоснованными и поддерживает позицию Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции находит апелляционные жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия распоряжением от 29.05.2007г. N 39-р предоставило ООО "Охота и рыбалка в Карелии" территорию (акватория) площадью 322,6 тыс.га, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 10 лет в границах согласно приложению к названному распоряжению.
На основании названного распоряжения Управление Россельхознадзора по Республике Карелия выдало обществу долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира N 0000953 сроком действия с 01.06.2007г. до 01.06.2017г.
По мнению заместителя Прокурора Республики Карелия, издание распоряжения Министерством сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, а также выдача лицензии без предварительной государственной экологической экспертизы, предусмотренной ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и ст.20 Федерального закона "О животном мире", незаконны, указанные обстоятельства явились основанием для направления заявления в суд.
Суд первой инстанции, признавая недействительным оспариваемое распоряжение Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия и незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "Охота и рыбалка в Карелии" долгосрочной лицензии, оценил обстоятельства дела и посчитал, что для издания оспариваемого распоряжения и выдачи лицензии на пользование объектами животного мира требуется положительное заключение государственной, экологической экспертизы.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст.3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Статьей 36 Федерального закона "О животном мире" установлено, что предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским юридическим лицам осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
При этом Федеральный закон "О животном мире" содержит специальные нормы, регулирующие вопросы пользования животным миром, поэтому подлежит приоритетному применению. Иные законы, регулирующие вопросы охраны и использования животного мира, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О животном мире".
В силу ст.35 Федерального закона "О животном мире" пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с данным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что в качестве обязательной меры охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
В соответствии с ч.2 ст.20 Федерального закона "О животном мире" обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
Из анализа указанной нормы следует, что законодателем установлен исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы в части охраны и использования объектов животного мира.
Федеральный закон "О животном мире" не содержит требования о проведении государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих получение территории (акватории) и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Из материалов дела видно, что оспариваемым распоряжением обществу предоставлены территории, акватории, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в определенных границах, осуществление иной деятельности не предусмотрено.
Охота, как вид природопользования, оказывает воздействие на окружающую природную среду путем изъятия из этой среды объектов животного мира.
Изъятие объектов животного мира осуществляется в соответствии с установленными лимитами, которые разрабатываются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в пределах их полномочий, установленных ст.5 Федерального закона "О животном мире" и п.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, путем ежегодного издания приказов об утверждении лимитов добычи охотничьих животных на территории Российской Федерации, в том числе по Республике Карелия, и определяются с учетом возможности воздействия на окружающую среду.
Установлению указанных лимитов в силу ст.20 Федерального закона "О животном мире" и ст.11,20 Федерального закона "Об экологической экспертизе" предшествует обязательное проведение государственной экологической экспертизы.
Так, Приказом от 01.08.2006г. N 218 "Об утверждении лимитов изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации утвердило в спорном периоде лимиты добычи охотничьих животных на территории Российской Федерации на период до 31.08.2007г., в том числе по Республике Карелия, и обязало Россельхознадзор обеспечить в установленном порядке выдачу разрешений на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в пределах установленных лимитов и в сроки, установленные законодательством РФ.
Согласно ст.12 Федерального закона "О животном мире" одним из основных принципов является отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсам, к которым в силу ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отнесены недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
Следовательно, пользователи земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и других природных ресурсов не приобретают автоматического права использования объектов животного мира, которые обитают на этих объектах, и не могут пользоваться природными ресурсами без получения в установленном порядке специального разрешения.
Суд первой инстанции, утверждая о необходимости проведения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих предоставление в пользование территории и получение долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира, ссылается на ст.11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", которыми определено, что объектами государственной экспертизы являются материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ.
Данные ссылки являются ошибочными, поскольку Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не содержит положений, указывающих на приоритетность названного нормативного акта перед другими актами.
При этом специальный Федеральный закон "О животном мире" и изданные иные акты во исполнение данного закона регулируют вопросы использования объектов животного мира, в том числе отнесенных к объектам охоты и среды их обитания.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.1996г. N 1574 утвержден Порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, в котором определено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира выдаются в порядке, установленном Федеральным законом "О животном мире" в отношении объектов, отнесенных к объектам охоты - Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26.06.2000г. N 569, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, утверждено Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Указанные нормативные акты не содержат требования о необходимости проведения экспертизы материалов, обосновывающих как предоставление территории в пользование, так и получение лицензии на пользование объектами животного мира.
Таким образом, с учетом изложенного апелляционный суд считает, что оспариваемое распоряжение N 39-р от 29.05.2007г. издано Министерством сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия в соответствии с требованиями Федерального закона "О животном мире". Действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "Охота и рыбалка в Карелии" долгосрочной лицензии совершены также в соответствии с требованиями ст.37 Федерального закона "О животном мире", п.4 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в пределах установленной компетенции.
При этом следует отметить, что суд первой инстанции в нарушение норм процессуального права ошибочно обязал третье лицо - Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству аннулировать лицензию, выданную ООО "Охота и рыбалка в Карелии".
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение арбитражным судом первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 статьи 270, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2008г. по делу N А26-7805/2007 отменить.
В удовлетворении заявления заместителя Прокурора Республики Карелия отказать.
Возвратить из средств федерального бюджета ООО "Охота и рыбалка в Карелии" государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Возвратить из средств федерального бюджета Министерству сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Возвратить из средств федерального бюджета Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7805/2007
Истец: Прокурор Республики Карелия
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству, ООО"Охота и рыбалка в Карелии", ООО "Охота и рыбалка в Карелии"