Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 сентября 2008 г. N А66-8375/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 августа 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 июля 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета по управлению имуществом Тверской области Щербакова В.Ю. (доверенность от 02.09.2008), Мялковского П.Е. (доверенность от 25.09.2007), от муниципального унитарного предприятия "Тверьстройзаказчик" Григоряна Г.Ю. (доверенность от 02.09.2008), от администрации города Твери Шамкина В.А. (доверенность от 21.04.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области" от 08.02.2008 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 (судьи Богатырева В.А., Бочкарева И.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-8375/2007,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Тверьстройзаказчик" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - КУИ), содержащегося в письме от 21.11.2007 N 8635-09, об отказе заявителю предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300080:0010 под строительство жилого дома по адресу: г. Тверь, ул. Бакунина, д. 13, и обязании КУИ предоставить упомянутый земельный участок в аренду под строительство жилого дома.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери (далее - Администрация).
Решением от 08.02.2008 оспариваемое решение КУИ признано недействительным как не соответствующее требованиям Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Суд обязал КУИ предоставить названный земельный участок в аренду без проведения торгов под строительство жилого дома.
Постановлением апелляционного суда от 19.05.2008 решение от 08.02.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КУИ просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители КУИ поддержали доводы жалобы, а представители Предприятия и Администрации просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Предприятие 05.10.2007 обратилось в КУИ с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300080:0010 под строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тверь, ул. Бакунина, д. 13, в соответствии с абзацами 1 - 3 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ). Предприятие сослалось на то, что предоставление этого участка предусмотрено заключенным с Администрацией договором от 24.08.99 N 74 с дополнительным соглашением от 24.09.2004 N 53/1 и что оно выполнило свои обязательства по договору. К заявлению Предприятие приложило среди прочих документов названные договор и соглашение, акт приема-передачи оказанных услуг по этому договору и кадастровый план испрашиваемого земельного участка.
В письме от 21.11.2007 N 8635-09 КУИ сообщил Предприятию об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения аукциона, поскольку представленный договор от 24.08.99 N 74 не отвечает признакам, установленным Законом N 137-ФЗ.
Полагая, что отказ КУИ в предоставлении земельного участка в аренду без аукциона не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприятие обратилось с настоящими требованиями в суд.
Оценив обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами Предприятия и удовлетворили его заявление.
При рассмотрении дела суды обеих инстанций исходили из следующих установленных обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 данной статьи в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложен в новой редакции пункт 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с названной нормой права до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью (абзацы 1 - 3 пункта 15 статьи 3).
Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов возможно при наличии соглашения, заключенного до 30.12.2004 в соответствии с абзацами 1 - 3 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Суды обеих инстанций дали надлежащую правовую оценку заключенному Администрацией и Предприятием договору от 24.08.99 N 74 с дополнительными соглашениями от 24.09.2004 N 53/1 и от 25.05.2007 N 5, постановлению Администрации от 21.01.2000 N 118 о согласовании Предприятию места размещения земельного участка под проектирование (реконструкцию) квартала жилой застройки по ул. Бакунина в Пролетарском районе (кадастровый квартал 69:40:03:00:080) в'редакции постановления Администрации от 24.01.2006 N 123 "О продлении срока действия постановления Администрации от 21.01.2000 N 118", акту от 15.03.2007 приема-передачи выполненных работ (услуг), подтверждающему факт выполнения Предприятием обязательств по расселению жителей аварийного жилого дома N 13 по улице Бакунина с предоставлением им благоустроенного жилья и сносу дома N 13 в соответствии с инвестиционной программой строительства и реконструкции объектов социально-культурного и коммунального назначения по городу Твери, оценили факт резервирования в бюджете Тверской области на 1999-2004 годы в рамках адресной инвестиционной программы города Твери средств на осуществление реконструкции квартала жилой застройки по улице Бакунина в совокупности с технико-экономическим обоснованием реконструкции жилого квартала.
При этом суды обоснованно применили положения пункта 2 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, выясняя действительную волю сторон с учетом цели договора от 24.08.99 N 74 в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств.
Суды первой и апелляционной инстанций признали, что Предприятие, исполняя условия договора от 24.08.99 N 74, действовало в рамках инвестиционной программы строительства и реконструкции объектов социально-культурного и коммунального назначения по городу Твери, утвержденной Тверской городской Думой, что по своей правовой природе указанный договор является не только договором на выполнение проектных и предпроектных работ и предоставление услуг по расселению жителей, но и договором, предполагающим выполнение Предприятием функций застройщика на земельном участке отведенном под проектирование (реконструкцию) квартала жилой застройки по улице Бакунина в Пролетарском районе города Твери (кадастровый квартал 69:40:03 00080) в состав которого входит и испрашиваемый Предприятием земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300080:0010.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу, что Администрацией и Предприятием до 30.12.2004 заключено соглашение о предоставлении земельного участка в аренду для жилищного строительства, предусматривающее снос объектов капитального строительства и передачу жилых помещений жителям снесенных домов. На момент обращения в КУИ с заявлением о предоставлении в аренду названного земельного участка Предприятие полностью выполнило указанные обязательства.
Кроме того, суды учли, что испрашиваемый земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", кадастровая карта участка представлена заявителем в КУИ.
При таком положении у КУИ отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении названного земельного участка без проведения аукциона.
Следовательно, суды обоснованно, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали решение КУИ от 21.11.2007 N 8635-09 не соответствующим требованиям Закона N 137-ФЗ и в целях восстановления нарушенных прав Предприятия обязали КУИ предоставить земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300080:0010 в аренду для строительства жилого дома без поведения торгов.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствий с нормами материального и процессуального права, в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 08.02.2008.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08.02.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 по делу N А66-8375/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 08.02.2008 отменить.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2008 г. N А66-8375/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника