Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 сентября 2008 г. N А42-5106/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Афанасьева С.В., Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 11.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2007 (судья Игнатьева С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А42-5106/2007,
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) 144 000 руб. задолженности по договору от 18.01.2007 N 011.
Решением суда первой инстанции от 27.11.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение от 27.11.2007 и постановление от 31.03.2008 в связи с неправильным применением судами норм материального о права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы ссылается на то, что судами не учтены нормы действующего законодательства о родовом сертификате и письменные разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении данного законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, стороны заключили договор от 18.01.2007 N 011, по условиям которого Учреждение обязалось обеспечивать медицинской помощью женщин в период родов и в послеродовой период и осуществлять диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, а Фонд - производить оплату счетов Учреждения в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного счета, приложенных к нему талонов родовых сертификатов и реестра талонов путем перечисления средств на счет Учреждения в размере 6 000 руб. за каждую женщину, получившую услуги стационарной помощи в период родов и послеродовой период.
В результате проверки обоснованности выдачи родовых сертификатов и предъявления к оплате талонов родовых сертификатов Фондом установлено, что за период с 01.01.2007 по 30.04.2007 женщинам, находившимся в родильном отделении Учреждения в период беременности и родов, и в послеродовой период были оказаны платные услуги по предоставлению палат повышенной комфортности.
В связи с указанным обстоятельством Фонд на основании решения от 21.06.2007 N 23 отказал Учреждению в оплате 24 талонов N 2 родовых сертификатов на сумму 144 000 руб. со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 869 "О порядке финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни".
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Учреждения в суд с иском о взыскании 144 000 руб. задолженности.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковое требование Учреждения.
Согласно статье 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 утверждена программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, в соответствии с положениями которой стационарная помощь при родах предоставляется бесплатно.
В силу статьи 19 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовом периоде, осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 6 000 руб. за каждую женщину, получившую такую услугу.
Согласно пункту 7 Правил финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 869, оплата услуг по медицинской помощи осуществляется региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации на основании талонов родового сертификата (в частности оплата услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовом периоде, осуществляется на основании талона N 2 родового сертификата).
В пункте 17 Порядка и условий оплаты услуг, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.01.2007 N 33 (далее - Порядок и условия оплаты услуг) указано, что "не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования".
Из приведенных норм следует, что если учреждение здравоохранения оказало женщинам услуги медицинской помощи в период родов и в послеродовой период на платной основе, то такие услуги не подлежат повторной оплате Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В рассматриваемом же случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что 24 женщины, которым Учреждение оказывало услуги по медицинской помощи в период родов и в послеродовой период, оплатили дополнительно оказанные им медицинским учреждением сервисные услуги (предоставление палат повышенной комфортности).
Оказание Учреждением сервисных платных услуг не противоречит законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем Фонд не представил доказательств того, что Учреждение взимало с указанных 24 пациенток плату за оказание им услуг по медицинской помощи в период родов и в послеродовой период.
Оказание медицинским учреждением платных сервисных услуг не может служить законным основанием для отказа этому учреждению в оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовой период в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год". Противоположный вывод подателя жалобы основан на неправильном толковании норм материального права и является ошибочным.
Судебные акты соответствуют нормам материального и-процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008 по делу N А42-5106/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.И. Кужарова |
Судьи |
В.Н. Афанасьев |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2008 г. N А42-5106/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника