Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2008 г. N А56-25489/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Любченко И.С, Самсоновой Л.А., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Никитина A.M. (доверенность от 21.12.2007 N 11/4-100), от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" конкурсного управляющего Ломакина Ю.И. и представителя Кутузовой СВ. (доверенность от 01.05.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2008 (судья Калинина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-25489/2007,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Общество) о взыскании 777 803 руб. 96 коп. (с учетом уточнения исковых требований) повышенной платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление по технологическому и экологическому надзору по Республике Карелия (далее - Управление).
Решением суда от 19.02.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Общество, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Предприятия - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Управление о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия проведена целевая внеплановая проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования Предприятием, о чем составлен акт от 12.08.2005 N 48-в, в котором зафиксировано, что 11.08.2005 в городе Медвежьегорск через систему канализационных стоков и выпуск КНС N 1 Предприятия произошел сброс нефтепродуктов в акваторию Большой губы Повенецкого залива Онежского озера; на протяжении всей системы канализации от Локомотивного депо до выпуска в Онежское озеро обнаружены нефтепродукты. Также в акте зафиксировано, что в ходе проверки установлено, что 11.08.2005 находящимся на этом коллекторе Локомотивным депо был допущен факт пролива дизельного топлива из цистерны в цехе экипировки тепловозов в систему ливневой канализации через нефтеловушку N 3.
Локомотивное депо является структурным подразделением Петрозаводского отделения филиала "Октябрьская железная дорога" открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Согласно пункту 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 65 этих же Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
Согласно пункту 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение,) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного Постановления Правительство Республики Карелия постановлением от 08.10.1996 года N 897 утвердило порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Карелия (далее - Порядок), согласно пункту 2 которого нормативами водоотведения по качеству являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые исходя из "Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов", утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 указанного Порядка допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ. Допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено взимание платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ на основании заключенных договоров между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами.
В соответствии с пунктом 19 Порядка плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения (по объему и качеству сточных вод), а также за превышение временных условий приема загрязняющих веществ взимается организациями водопроводно-канализационного хозяйства дополнительно к оплате услуг по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов водоотведения.
Пунктом 21 Правил рекомендован порядок расчета платы за сброс в системы канализации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов с превышением установленных допустимых концентраций и (или) временно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных организациями водопроводно-канализационного хозяйства в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) временных условий приема загрязняющих веществ.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды также установлена "Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Приказом Предприятия (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) от 14.01.2004 N 2 утверждены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в стоках при сбросе в городскую систему канализации: нефтепродукты - 0,3 мг/л. Согласно приказу от 16.06.2005 N 51 нормативы допустимых концентраций приняты в утвержденном приказом от 14.01.2004 количестве. В разрешении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.06.2005 N 1904/07, выданному на срок с 01.01.2005 по 31.12.2005, также указаны аналогичные показатели.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и Обществом заключен договор N 58 на прием сточных вод на период с 01.01.2004 по 31.12.2004. Согласно пункту 7.2 договора он вступает в силу с момента подписания и считается продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все представленные сторонами доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что факт сброса нефтепродуктов Обществом подтвержден представленными доказательствами: постановлением о прекращении уголовного дела от 16.02.2006, из которого следует, что виновными в том, что разлитое топливо попало в городскую систему канализации, признаны должностные лица Общества; актом отбора проб от 12.08.2005, в котором указано, что проба N 7 была взята из приемного бункера КНС; протоколом результатов количественного химического анализа воды N 224 от 13.08.2005, согласно которому в приемном бункере КНС установлена концентрация нефтепродуктов 482,0 г/куб, дм при установленном нормативе в 0,0003 г/куб, дм; заключением эксперта N 2394 от 28.11.2005, которым установлено, что в пробах воды из Онежского озера, из бункера КНС, в пробе песка в районе КНС, в пробе жидкости из нефтеловушки N 3 на территории Локомотивного депо, в пробе из технологической ямы обнаружен нефтепродукт, аналогичный дизельному топливу из цистерн; протоколом служебного расследования Петрозаводского отделения филиала Общества от 13.08.2005, которым установлен сброс в систему городской канализации дизельного топлива в количестве 2,082 тонны от Локомотивного депо.
Неправомерными являются доводы кассационной жалобы о том, что отбор проб производился в отсутствие уполномоченного представителя Общества. Из актов отбора проб воды и почвы для лабораторного исследования от 12.08.2005 видно, что отбор проб производился в присутствии главного инженера Локомотивного депо Сидоркина А.В. Акт Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 12.08.2005 года N 48-в составлен в присутствии главного инженера Локомотивного депо Сидоркина А.В.
Пунктом 3.6 договора N 58 предусмотрено, что результат отбора проб оформляется двусторонним совместным актом представителей Локомотивного депо и Предприятия. Таким образом, акт, составленный представителем Предприятия и должностным лицом Локомотивного депо, соответствует условиям договора.
Судом апелляционной инстанции установлено и Обществом не оспаривается, что размер платы за сброс загрязняющих веществ определен Предприятием правильно.
Общество указывает, что нормативы сброса загрязняющих веществ ему направлены не были, а следовательно, невозможно сделать вывод об их превышении. Однако, как следует из приведенного выше, такие нормативы были установлены, факт превышения этих нормативов подтвержден, в связи с чем данный довод является неправомерным. Кроме того, факт недоведения до сведения Общества установленных нормативов не может являться основанием для освобождения его от установленной платы.
Также не является основанием для освобождения Общества от платы то, что оно не получало счетов Предприятия.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 по делу N А56-25489/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Судьи |
И.С.Любченко |
|
Л.А.Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2008 г. N А56-25489/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника