Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2008 г. N А56-7537/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.П., судей Журавлевой О.Р., Кочеровой Л.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу Липового Д.А. (доверенность от 23.09.2008 N 02/39186), от общества с ограниченной ответственностью "Петроимопрт" Кузнецовой Н.А. (доверенность от 15.08.2008),
рассмотрев 29.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2008 по делу N А56-7537/2008 (судья Левченко Ю.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петроимпорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 08.02.2008 N 327.
Решением суда первой инстанции от 15.04.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт в части начисления пеней на 927 149 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС). По мнению подателя жалобы, требование содержит все необходимые данные, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, согласно акту сверки расчетов у Общества имеется задолженность в сумме 927 149 руб., пени по которой составляют 230 735 руб. 36 коп. НДС в указанной сумме начислен по решению инспекции от 05.02.2006 N 03/10871, которое на день вынесения оспариваемого решения суда не отменено.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция направила Обществу требование от 08.02.2008 N 327 об уплате в срок до 29.02.2008 611 707 руб. 11 коп. пеней, начисленных на недоимку по НДС, возникшую по срокам уплаты 20.09.2005 и 02.05.2006.
Общество оспорило указанный акт.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Инспекцией не соблюдены нормы статьей 69 и 70 НК РФ: требование не содержит необходимых данных, позволяющих налогоплательщику проверить основания начисления указанных в нем сумм пеней и правильность расчетов. Кроме того, Инспекцией не доказано наличие недоимки, на которую начислены пени.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог. Оспариваемое требование не содержит основания начисления пеней и их расчет.
При этом суд учел, что формальные нарушения положений пункта 4 статьи 69 НК РФ сами по себе не являются основанием для признания недействительным требования. Как видно из материалов дела, Инспекция в судебном заседании 15.04.2008 признала, что по результатам проведенной сверки расчетов у Общества отсутствует задолженность, на которую начислены пени.
Кроме того, в соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующей суммы пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование должно содержать срок его исполнения.
Согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 -48 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ бесспорное взыскание задолженности ограничено шестидесятидневным сроком, который исчисляется с даты истечения срока исполнения требования об уплате налога; решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. По истечении этого срока налоговый орган в пределах шести месяцев вправе произвести взыскание в судебном порядке (пункт 3 статьи 48 НК РФ). Данный срок является пресекательным (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога, сбора и пеней.
Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 46 - 48 НК РФ. Таким образом, взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедур взыскания сумм налогов (сборов) и пеней, начисленных на эти суммы, недопустимо, так как дополнительное обязательство неразрывно связано с основным.
Поскольку начисление пеней по НДС произведено на задолженность, по которой пропущен срок принудительного взыскания, у Инспекции отсутствовали основания включать спорную сумму пеней в требование.
Кроме того, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2008 решение Инспекции от 02.05.2006 N 03/10871 о доначислении 927 119 руб. НДС за февраль и март 2005 года признано недействительным.
Таким образом, Инспекция не доказала правомерность доначисления 230 735 руб. 36 коп. пеней на задолженность по НДС в размере 927 149 руб.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным ненормативный акт в оспариваемой части и оснований для отмены судебного акта нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2008 по делу N А56-7537/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2008 г. N А56-7537/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника