Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 октября 2008 г. N А52-345/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 16.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.06.2008 по делу N А52-345/2008 (судья Орлов В.А.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Иванова Светлана Михайловна обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция), выразившихся в отказе начислить 2003 руб. 29 коп. процентов на сумму налогов, излишне взысканных Инспекцией.
Решением от 09.06.2008 суд первой инстанции требования предпринимателя удовлетворил, признав незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отказе начислить Ивановой СМ. 2003 руб. 29 коп. процентов на излишне взысканную сумму налогов, а также обязал налоговый орган произвести начисление заявителю указанной суммы процентов в срок до 09.07.2008.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 09.06.2008 и принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении его заявления. По мнению налогового органа, факт излишне взысканных сумм налогов, пени и штрафов установлен только после вступления в силу соответствующих судебных актов. При этом спорные суммы налогов зачтены в счет имеющейся недоимки по налогам и пеням либо возвращены на расчетный счет налогоплательщика с соблюдением сроков, предусмотренных налоговым законодательством, в связи с чем основания для начисления процентов в данном случае отсутствуют.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако представители в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку индивидуального предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.05.2006, по результатам которой приняла решение от 04.10.2006 N 14-04/3698 (лист дела 25-52). Данным решением Инспекция привлекла Иванову СМ. к налоговой ответственности по пунктам 1, 2 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также произвела доначисление налогов и пеней.
На основании указанного решения предпринимателю выставлено требование от 12.10.2006 N 70419.
Впоследствии в связи с неисполнением налогоплательщиком названного требования Инспекция приняла решение от 11.12.2006 N 16724 (лист дела 86) о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в общей сумме 73 968 руб. 30 коп., в том числе: 60 166 руб. 60 коп. налогов и 13 801 руб. 68 коп. пеней, а также выставила инкассовые поручения от 11.12.2006 NN 36240, 36241, 36242, 36243, 36244, 36245, 36246, 36247, 36248, 36249, 36250, 36251 (листы дела 88-99).
В период с 20.12.2006 по 16.01.2007 с расчетного счета Ивановой СМ. по указанным инкассовым поручениям были списаны денежные средства в общей сумме 73-968 руб. 30-коп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 10.05.2007 по делу N А52-4483/2006, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2007 (листы дела 53-64, 69-72), решение Инспекции от 04.10.2006 N 14-04/3697 признано недействительным в части доначисления предпринимателю Ивановой С.М. налогов в общей сумме 29 535 руб. 87 коп., в том числе: налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 6536 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 9 128,87 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 13 871 руб., а также начисления пени в общей сумме 5 896,90 руб. и штрафов в общей сумме 32 601,84 руб.
В соответствии с решением Арбитражного суда Псковской области от 28.11.2007 по делу N А52-391/2007 сумма налоговых санкций, взыскиваемых с индивидуального предпринимателя по решению Инспекции 04.10.2006 N 14-04/3697, снижена до 3000 руб. с учетом статей 112, 114 НК РФ (листы дела 120-121).
Инспекция по заявлению предпринимателя Ивановой С.М. произвела возврат налогоплательщику 29 753 руб. 70 коп. излишне взысканных налогов и пеней, направив предпринимателю соответствующее извещение от 02.08.2007 N 6820 (лист дела 14).
Полагая, что 29 753 руб. 70 коп. (из общей суммы 73 968 руб. 30 коп.), начисленных и списанных с расчетного счета Ивановой СМ. по результатам выездной проверки в соответствии с решением от 04.10.2006 N 14-04/3697, являются излишне взысканными, предприниматель обратилась в налоговый орган с заявлением о выплате процентов, начисленных на эту сумму (лист дела 13).
Инспекция в соответствии с письмом от 02.11.2007 N 20-13/46761 (лист дела 9) сообщила, что после вступления в законную силу судебного акта излишне взысканная сумма налога и пени по акту проверки была перечислена на расчетный счет налогоплательщика, в связи с чем основания для начисления процентов отсутствуют.
Не согласившись с отказом в выплате процентов, Иванова СМ. обратилась в арбитражный суд с заявлением об их принудительном начислении.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принять решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 79 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
В пункте 2 статьи 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.
Если факт излишнего взыскания налога налоговым органом установлен, сумма излишне взысканного налога в соответствии с пунктом 4 статьи 79 НК РФ подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченных налога и пеней подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В пункте 7 статьи 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Из анализа указанных правовых норм следует, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм с целью восстановления имущественного положения налогоплательщика.
Взыскание неправомерно доначисленных сумм налога и пеней нарушает право налогоплательщика на свободное распоряжение денежными средствами, находящимися в его собственности.
Пунктом 4 статьи 79 НК РФ предусмотрен возврат суммы излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами, которые в данном случае являются компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением нарушенного права налогоплательщика.
В связи с этим право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от формы возмещения сумм налога (возврат или зачет).
Следовательно, при подаче налогоплательщиком заявления о возврате излишне взысканных сумм налога в виде зачета данных сумм в счет указанных в его заявлениях платежей на сумму излишне взысканного налога также подлежат начислению проценты.
Факт неправомерного доначисления налоговым органом предпринимателю Ивановой С.М. налогов в общей сумме 29 535 руб. 87 коп., а также начисления 5 896 руб. 90 коп. пеней установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 10.05.2007 по делу N А52-4483/2006.
Определением от 19.05.2008 (листы дела 136-137) суд предложил сторонам провести сверку расчетов по суммам налогов, излишне взысканным с заявителя ввиду неправомерного доначисления.
Согласно акту сверки (лист дела 139), представленному в материалы дела представителем налоговой инспекции и подписанному представителем заявителя, в период с 20.12.2006 по 16.01.2007 с предпринимателя Ивановой С.М. были излишне взысканы налоги и пени в общей сумме 32 127 руб. 57 коп.
Заявителем произведен расчет суммы процентов, начисленных на сумму излишне взысканных налогов за период с 21.12.2006 по 02.08.2007 с учетом действовавших ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом проверен и признан обоснованным указанный расчет процентов.
Инспекцией возражения относительно суммы процентов 2 003 руб. 29 коп. не представлены.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы Инспекции сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, что не допускается в суде кассационной инстанции.
Инспекции предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины по кассационной жалобе, в связи с чем в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при отказе в удовлетворении жалобы с Инспекции необходимо взыскать 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09.06.2008 по делу N А52-345/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2008 г. N А52-345/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника