Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 октября 2008 г. N А66-236/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 07.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Конаковский фаянсовый завод" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.04.2007 (судья Белова О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 (судьи Богатырева В.А., Потеева А.В., Маганова Т.В.) по делу N А66-236/2007,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Конаковский фаянсовый завод" (далее - Общество) 1 665 703 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней.
Решением суда от 13.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), просит отменить решение от 13.04.2007 и постановление от 23.07.2007, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что спорная задолженность включена в реестр требований кредиторов Общества в рамках арбитражного дела N А66-8027/2006.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд установил, что у Общества имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года в сумме 1 663 871 руб.
Фонд направил Обществу требование от 09.11.2006 N 705 об уплате1 663 871 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года и 1 832 руб. пеней в срок до 01.12.2006.
Поскольку Общество требование не исполнило, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Установив, что требования Фонда относятся к текущим платежам и поэтому подлежат рассмотрению вне рамок дела о банкротства, суды удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
Согласно статье 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Тверской области от 23.08.2006 по делу N А66-8027/2006 принято заявление о признании Общества несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2006 по тому же делу Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открытого конкурсное производство.
Согласно статье 2 Закона N 127-ФЗ обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пункте 4 и 45 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Из материалов дела видно, что в требование от 09.11.2006 N 705 Фонд включил задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2006 год. Отчетный период, по итогам которого взыскиваются страховые взносы, заканчивается 30.09.2006. Обязанность уплатить страховые взносы за указанный отчетный период в соответствии с положениями статьи 24 Закона N 167-ФЗ возникла у Общества 01.10.2006, то есть после принятия заявления о признании должника банкротом (23.08.2006). При таких обстоятельствах спорная задолженность по страховым взносам в силу статьи 5 Закона N 127-ФЗ является текущим платежом, не подлежит включению в реестр требований кредиторов и подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Пени, начисленные за несвоевременную уплату спорной задолженности по страховым взносам, срок уплаты которых наступил после принятия заявления о признании должника банкротом, также являются текущими платежами и подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве, так как основное требование об уплате недоимки является текущим.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление Фонда.
Довод подателя жалобы о включении спорной задолженности по страховым взносам и пеням в реестр требований кредиторов Общества в рамках другого арбитражного дела, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие включение спорной задолженности по страховым взносам и пеням в реестр требований кредиторов.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Поскольку при принятии кассационной жалобы к производству Обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то на основании статьи 110 АПК РФ и в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Общества в доход федерального бюджета следует взыскать 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил.
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по делу N А66-236/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Конаковский фаянсовый завод" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Конаковский фаянсовый завод" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 октября 2008 г. N А66-236/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника