Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 октября 2008 г. N А05-652/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Бурматовой Г.Е.,
при участии от Муниципального учреждения здравоохранения "Детская стоматологическая поликлиника" Лёвочкина М.С. (доверенность от 14.10.2008), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.04.2008 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 (судьи Мурахина Н.В., Потеева А.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-652/2008,
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская стоматологическая поликлиника" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным предписания Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) от 20.12.2007 N 2957/01-06 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования в части возмещения расходов на приобретение медицинских стоматологических наконечников для бормашин и зачете денежных средств в размере 386 666 рублей 47 копеек в счет оплаты счетов Учреждения за 2007 год.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Департамент здравоохранения администрации Архангельской области и Департамент здравоохранения Муниципального образования "Город Архангельск".
Решением суда первой инстанции от 08.04.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008, заявленные Учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представить Учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Фонд о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Фонда на основании приказов исполнительного директора Фонда от 26.10.2007 N 115-0 и от 30.10.2007 N 116-0 в период с 31.10.2007 по 29.11.2007 проведена документальная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, по результатам которой составлен акт от 29.11.2007.
В акте указано на нецелевое и нерациональное использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования, в том числе, в части отнесения затрат по приобретению медицинских стоматологических наконечников для бормашин в сумме 386 666 рублей 47 копеек на расходы, финансируемые за счет средств Фонда, по статье 340 бюджетной классификации, включённой в "Программу государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2006 год", утвержденную постановлением главы администрации Архангельской области от 24.10.2005 N 191.
В целях устранения выявленных нарушений Фонд выдал Учреждению предписание от 20.12.2007 N 2957/01-06, содержащее требование об устранении допущенных заявителем нарушений законодательства в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение, посчитав предписание Фонда в части возмещения расходов на приобретение медицинских стоматологических наконечников для бормашин и зачете денежных средств в размере 386 666 рублей 47 копеек незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Судебными инстанциями по материалам дела установлено, что Учреждение в соответствии с лицензией от 26.12.2002 N 379-М серия Д 003693 в 2006 году осуществляло доврачебную помощь, амбулаторно-поликлиническую помощь, прочие работы и услуги.
В системе обязательного медицинского страхования заявитель работает на основании договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключённых с филиалом ООО "РГС-Медицина" "Росгосстрах-Архангельск-Медицина" (договор от 01.12.2005 N 2901/ЛПУ-60), филиалом ОАО СК "РОСНО-МС" "Архангельск-РОСНО-МС" (договор от 01.12.2005 N 14), филиалом ОАО "Газпроммедстрах" (договор от 01.12.2005 N 04-01/06-19).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее - Программа), которая определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. На основе Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Во исполнение названного Постановления разработана Программа гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2006 год, утвержденная постановлением главы администрации Архангельской области от 24.10.2005 N 191 (далее - Программа Архангельской области).
Пунктом 2 Программы Архангельской области предусмотрено, что она определяет виды, порядок, условия и объемы медицинской помощи, предоставляемые населению бесплатно. Финансирование Программы Архангельской области осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств бюджета Фонда.
В соответствии с пунктом 6 Программы Архангельской области, одной из ее целей является создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Архангельской области на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет средств бюджетов всех уровней, средств бюджета Фонда.
В силу подпункта "б" пункта 8 Программы Архангельской области амбулаторно-поликлиническая помощь представляется гражданам бесплатно.
Из пунктов 12 и 15 Программы Архангельской области следует, что амбулаторно-поликлиническая помощь, которая включает в себя, в том числе, оказание стоматологической медицинской помощи детям (исключая ортодонтическое и ортопедическое лечение), предоставляется в рамках программы обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 25 Программы Архангельской области нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями на 23 декабря 2004 года) включают следующие статьи расходов: подстатья 211 "Заработная плата"; подстатья 213 "Начисления на оплату труда"; статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - расходы на приобретение медикаментов, перевязочных средств, медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, продуктов питания и прочие лечебные расходы; статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" - расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования, медицинского инструментария со сроком службы более 12 месяцев; подстатья 226 "Прочие услуги" - расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг (расходы по оплате стоимости анализов, проводимых в других учреждениях при отсутствии своей лаборатории, расходы по оплате за организацию питания предприятиями общественного питания при отсутствии своего пищеблока).
Постановлением главы администрации Архангельской области от 21.12.2006 N 53-па в пункт 25 Программы Архангельской области внесены изменения, а именно: абзацы четвертый и пятый изложены в следующей редакции: статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" - расходы на приобретение медицинского инструментария со сроком полезного использования более 12 месяцев; статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - расходы на приобретение медикаментов, перевязочных средств, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, продуктов питания и прочие лечебные расходы, расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования.
Остальные расходы на содержание областных государственных медицинских учреждений (организаций) и муниципальных медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования, финансируются за счёт средств соответственно областного и муниципального бюджетов (пункт 26 Программы Архангельской области).
В Приложении N 1 к Программе Архангельской области приведен перечень лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области, в который включен заявитель.
В соответствии со статьей 24 Закона N 1499-1 тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Согласно пунктам 1.4 и 1.5. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области от 20.01.2006 (далее - Тарифное соглашение) тариф на медицинскую помощь - это денежная сумма, определяющая уровень возмещения и состав компенсируемых расходов лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) по выполнению Программы обязательного медицинского страхования. В состав тарифа включаются расходы, отнесенные к оплачиваемым за счет средств обязательного медицинского страхования. Перечень расходов, включаемых в состав тарифа, устанавливается Программой государственных гарантий оказания населению Архангельской области бесплатной медицинской помощи.
В силу пунктов 1.7, 1.7.3, 1.7.4 и 1.7.5 Тарифного соглашения оплата медицинской помощи ЛПУ производится по следующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации: подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" статьи 300 "Поступление нефинансовых активов" в части приобретения медикаментов и перевязочных средств' и подстатье 310 "Увеличение стоимости основных средств" статьи 300 в части приобретения медицинского инструментария (в рамках Формулярного перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предоставляемых населению в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Архангельской области бесплатной медицинской помощи (в условиях стационара), утверждённого в установленном порядке).
Приказом от 21.12.2005 N 152н Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" установлено, что на статью 310 относятся расходы по приобретению объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Согласно Приложению N 1 к протоколу ведения больных "Кариес зубов", утверждённому заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации 17.10.2006, наконечники поименованы в обязательном ассортименте стоматологических инструментов, необходимых для работы врача.
В соответствии с методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденными Минздравом Российской Федерации от 28.08.2001 N 2510/9257-01, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 28.08.2001 N 3159/40-1, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий, является составной частью территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2006 год не содержит данного перечня.
Из материалов дела видно, что заявителем разработан Формулярный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предоставляемых населению в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской (стоматологической) помощи гражданам Российской Федерации в Учреждении, в пункте 19 "Инструменты ручные для обработки твёрдых тканей зубов" которого предусмотрено приобретение за счёт средств обязательного медицинского страхования наконечников для бормашин.
По мнению Фонда, приобретение стоматологических наконечников относится к статье 310 "Увеличение стоимости основных средств", а не к статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"; пунктом 25 Программы Архангельской области предусмотрены расходы медицинских учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств", но только в части расходов на приобретение медицинского инструментария, к которому стоматологические наконечники не относятся.
Суд, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе техническую документацию, установил, что стоматологические наконечники представляют собой специальное сменное приспособление для обеспечения работы основного средства - бормашины, имеющее срок полезного использования менее 12 месяцев, и сделал вывод о том, что они обоснованно приобретены Учреждением по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", включенной в Программу Архангельской области.
Основания для переоценки выводов суда у кассационной инстанции отсутствуют в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.04.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 по делу N А05-652/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2008 г. N А05-652/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника