Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2008 г. N А56-52979/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Кравченко Т.А. (доверенность от 09.01.2008 N 16-18/14-132), от Центрального Банка Российской Федерации Лесючевской О.Н. (доверенность от 22.01.2008 N 1-11/9),
рассмотрев 07.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-52979/2007,
установил:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд): требования от 31.08.2007 N 210/2 и решения от 03.10.2007 N 210/5.
Решением суда от 31.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Банк, ссылаясь на неправильное применение статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), пункта 3 Правил начисления учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), и неприменение статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), просит отменить решение от 31.03.2008 и постановление от 02.07.2008, заявление удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их соответствующим действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Банка поддержал доводы жалобы, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Банка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
В ходе проверки Фонд установил, что Банк не включил в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следующие выплаты: единовременные выплаты произведенные работникам, состоящим в штате, в ноябре 2005 года в размере 15 517 560 руб. 50 коп. и в ноябре 2006 года в размере 4 094 196 руб. 94 коп., а также суммы материальной помощи в случае временной нетрудоспособности работников, произведенные в мае, июне, августе, сентябре и декабре 2006 года в размере 85 297 руб. 61 коп. В результате занижения базы для начисления страховых взносов Фонд выявил у Банка 39 206 руб. 77 коп. руб. недоимки по страховым взносам.
Результаты проверки отражены в акте от 29.06.2007 N 21 Он/с. Фонд направил в адрес Банка требование от 31.08.2007 N 210/2 , в котором предложил добровольно уплатить 39 206 руб. 77 коп. недоимки по страховым взносам и 3 409 руб. 52 коп. пеней в срок до 15.09.2007. В связи с неисполнением требования Фонд принял решение от 03.10.2007 N 210/5 о взыскании с Банка в бесспорном порядке 39 206 руб. 77 коп. недоимки по страховым взносам, 3 409 руб. 52 коп. пеней и 7 841 руб. 35 коп. штрафа, начисленного на основании статьи 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ).
Не согласившись с требованием и решением Фонда, Банк обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявления Банка.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 165-ФЗ расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В силу пункта 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам). Пунктом 4 этой статьи предусмотрено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил, установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству).
В соответствии с пунктом 4 Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень).
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании приказов Банка от 27.10.2005 N ОД-620-ДСП, от 26.11.2006 N ОД-563 ДСП, в целях обеспечения социальных гарантий его работников и на основании решений Совета директоров Банка (протоколы от 26.10.2005 N 20, от 30.10.2006 N 19) были произведены единовременные выплаты работникам Банка, состоящим в штате по состоянию на 01.11.2005 и на 01.11.2006 в процентном отношении к должностному окладу, установленному по штатному расписанию на указанную дату. Данные единовременные выплаты произведены работникам Банка, включая работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора-трех лет, работников, занятых на сезонных работах, а также лиц, работающих по срочным трудовым договорам (кроме работников, принятых на время выполнения временных, до двух месяцев работ).
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к правильному выводу о том, что спорные единовременные выплаты должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В судебном заседании представитель Банка подтвердил, что эти единовременные выплаты включались заявителем в расчетную базу для начисления налога на доходы физических лиц (далее - ИДФЛ).
Поскольку указанные единовременные выплаты начислены воем работникам Банка, состоящим в трудовых отношениях с ним, зависят от размера должностного оклада, носят регулярных характер, включаются в расчетную базу для начисления НДФЛ, то они связаны с исполнением служебных обязанностей, являются элементом оплаты труда и должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний.
Для работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора-трех лет, указанные единовременные выплаты являются материальной помощью.
Положениями пунктов 7 и 8 Перечня предусмотрено, что страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются лишь на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.
Иных оснований для неначисления страховых взносов на оказанную материальную помощь данный нормативный акт не устанавливает. В связи с этим единовременные выплаты, произведенные работникам, находящихся в отпуске по ходу за ребенком до достижения им возраста полутора-трех лет, также должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размер пособия и условия его выплаты устанавливаются федеральным законодательством.
Статьей 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в 2006 году в размере 15 000 руб. за полный календарный месяц.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период Банк производил своим работникам доплаты в размере 50% разницы между должностным окладом работника и размером пособия по временной трудоспособности.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Поскольку доплаты работникам Банка в размере 50% разницы между должностным окладом работника и размером пособия по временной трудоспособности являются компенсацией работнику утраченного среднего заработка в связи с болезнью, то они являются компенсационными выплатами в смысле статьи 129 ТК РФ, входят в систему оплаты труда и должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Представитель Банка в судебном заседании пояснил, что эти выплаты также включались заявителем в расчетную базу для начисления НДФЛ.
Суды правомерно указали, что возникновение объекта обложения по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по исчислению расчетной базы по ним не ставятся действующим законодательством в зависимость от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам.
Поскольку Банк своевременно не включил спорные выплаты в расчетную базу для начисления страховых взносов и тем самым занизил облагаемую базу, в результате чего произошла неполная уплата страховых взносов в сумме 39 206 руб. 77 коп., то Фонд правомерно вынес соответствующее требование, а также решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней за их несвоевременную уплату и о привлечении его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу N А56-52979/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2008 г. N А56-52979/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника