Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2008 г. N А42-2522/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Бурматовой Г.Е., Клириковой Т.В.,
при участии от Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области Корчака С.М. (доверенность от 04.07.2008 N мс/86),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Нерсесяна Гагика Гарниковича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2008 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Шестакова М.А.) по делу N А42-2522/2008,
установил:
Предприниматель Нерсесян Гагик Гарникович обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области (далее - Управление ФМС по Мурманской области) от 28.04.2008 N 51 ОИК 0062.о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением от 26.05.2008 заявленные предпринимателем требования удовлетворены частично. Постановление Управления ФМС по Мурманской области от 28.04.2008 N 51 ОИК 0062 признано незаконным и отменено в части назначения предпринимателю Нерсесяну Г.Г. наказания, размер назначенного предпринимателю административного штрафа снижен до 400 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Нерсесян Г.Г. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Управления ФМС по Мурманской области просил оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Предприниматель Нерсесян Г.Г. о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель Нерсесян Г.Г. на основании договора от 15.10.2007 привлек к работе гражданина Азербайджана Ахмедова Фаяза
Исаг оглы, однако в нарушении пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и действовавших в рассматриваемый период Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 798 (далее - Правила), не уведомил в установленный срок Управление ФМС по Мурманской области. Данные обстоятельства установлены Управлением ФМС по Мурманской области во время проводимой 09.04.2008 на основании распоряжения от 08.04.2007 N 66-р проверки и отражены в составленном с участием предпринимателя Нерсесяна Г.Г. протоколе от 22.04.2008. Постановлением от 28.04.2008 N 51 ОИК 0062 Управление ФМС по Мурманской области привлекло предпринимателя Нерсесяна Г.Г. к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Полагая названное постановление незаконным, предприниматель Нерсесян Г.Г. оспорил его в арбитражный суд.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрено, что неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет для юридических лиц административную ответственность в виде административного штрафа в размере от четырехсот до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 действовавших в рассматриваемый период Правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Судом установлено, что в предусмотренный законом срок предприниматель Нерсесян Г.Г. обязанности по уведомлению Управления ФМС по Мурманской области о привлечении к трудовой деятельности гражданина Ахмедова Ф.И. не исполнил.
Доводу заявителя об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в связи с направлением им 21.04.2008 в уполномоченный орган соответствующего уведомления судом дана надлежащая оценка.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность лица за неуведомление возложенной на него другим федеральным законом обязанности уведомить уполномоченный орган о привлечении иностранца при определенных условиях к трудовой деятельности. Обязанность уведомления уполномоченного органа о привлечении к труду иностранцев установлена за работодателями или заказчиками работ пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, срок уведомления установлен Правилами. В рассматриваемый период был установлен 10-дневный срок подачи необходимого уведомления с момента заключения соответствующего договора с работодателем или заказчиком работ. При таком положении вывод суда о том, что правонарушение является оконченным в момент неисполнения заинтересованным лицом в установленный срок возложенной на него обязанности, кассационная инстанция считает правильным. Дальнейшие действия, направленные на исполнение этой обязанности, не могут быть расценены в качестве доказательства отсутствия в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
При таком положении вывод суда о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, кассационная инстанция считает правильным, равно как и вывод (с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ) об уменьшении назначенного административным органом заявителю штрафа до 400 000 руб. (минимальный размер, установленный санкцией данной нормы).
Таким образом, в отсутствие существенных нарушений Управлением ФМС по Мурманской области процедуры привлечения заявителя к административной ответственности кассационная инстанция считает правильным вывод суда о частичном (с учетом уменьшения размера подлежащего взысканию штрафа) удовлетворении заявленных предпринимателем требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 по делу N А42-2522/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Нерсесяна Гагика Гарниковича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г. N А42-2522/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника