Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2008 г. N А42-1318/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 21.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 по делу N А42-1318/2008 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Шульга Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Джокер XXI век" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 05.03.2008 N 22 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.05.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 решение от 04.05.2008 отменено, постановление Инспекции от 05.03.2008 N 22 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 08.07.2008 и оставить в силе решение от 04.05.2008, в удовлетворении заявленного требования Обществу отказать.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2008 N 75 Инспекция провела проверку соблюдения Обществом Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N 441 в принадлежащем Обществу казино "Джокер бар", расположенного по адресу: Мурманск, ул. Щербакова, д. 9.
В ходе проверки, Инспекция выявила, что Обществом допущено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, поскольку помещение кассы не оборудовано внутренней дверью с решеткой. В помещении кассы находился сейф, в котором находились денежные средства.
По результатам проверки составлены протокол осмотра от 11.02.2008 и протокол от 12.02.2008 N 15 об административном правонарушении, на основании которых вынесено постановление от 05.03.2008 N 22 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Общество обжаловало постановление налогового органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, признав правомерным привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1. КоАП РФ. Судом апелляционной инстанции также сделан вывод о нарушении Обществом порядка хранения денежных средств.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, в виде наложения штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктами 3, 5 части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должна находиться касса игорного заведения; в служебной зоне игорного заведения - специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств.
Согласно пункту 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 10.07.2007 N 441, Организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций). В соответствии с пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций.
Пунктом 3 этого приложения предусмотрено, что для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег.
Таким образом, суды сделали правомерный вывод о нарушении порядка хранения свободных денежных средств при наличии выявленных в ходе проверки нарушениях оборудования кассы в игорном заведении.
Вместе с тем апелляционный суд признал незаконным постановление о привлечении к ответственности, поскольку ненадлежащее оборудование кассы в игорном заведении выявлено в ходе иной проверки, по результатам которой был составлен акт от 28.12.2008. Данный вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным в силу следующего.
Из материалов дела видно, что вменяемое Обществу правонарушение выявлено в результате проверки, проведенной в соответствии с распоряжением от 28.01.2008 N 75 в пределах полномочий проверяющего органа.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по данной категории дел не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Совершенное обществом правонарушение относится к длящимся. Из материалов дела следует, что днем его обнаружения является 11.02.2008 (дата составления протокола осмотра), на что указано в протоколе об административном правонарушении от 12.02.2008. Постановление по делу об административном правонарушении было вынесено 05.03.2008, то есть в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Тот факт, что ранее административный орган проверял исполнение Обществом требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и составил акт от 28.12.2007 N 283, в котором указал на несоответствие кассы в игорном заведении единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений, не свидетельствует о том, что общество не совершило правонарушение, выявленное в феврале 2008 года.
Из материалов дела следует, что проверяющим зафиксированы конкретные нарушения порядка хранения денежных средств в момент проверки в феврале 2008 года, что свидетельствует о неустранении Обществом нарушений ранее отмеченных в акте от 28.12.2007.
Таким образом, обнаружив 11.02.2008 при проведении проверки факт несоблюдения порядка хранения денежных средств в кассе игорного заведения, налоговый орган правомерно возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении и привлек его к административной ответственности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд неправомерно удовлетворил требования заявителя, признав незаконным постановление N 22 о назначении административного наказания в связи с пропуском срока привлечения к ответственности.
При принятии решения судом первой инстанции каких-либо нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а постановление апелляционного суда - отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 по делу N А42-1318/2008 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.05.2008 по делу N А42-1318/2008.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2008 г. N А42-1318/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника