г. Санкт-Петербург
08 июля 2008 г. |
Дело N А42-1318/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Трушиным В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5620/2008) Общества с ограниченной ответственностью "Джокер ХХI век" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04 мая 2008 года по делу N А42-1318/2008 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Джокер XXI век"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску
о признании незаконным и отменен постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Харченко О.В. - доверенность от 28.01.2008 N 01-14-27-04 011993
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Джокер ХХI век" (в дальнейшем - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене акта административного органа - постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 05.03.2008 N 22 о назначении административного наказания.
Решением суда от 4 мая 2008 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд пришел к выводу о виновном нарушении Обществом порядка хранения свободных денежных средств, то есть совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В апелляционной жалобе ООО "Джокер ХХI век" просит решение суда отменить. По мнению Общества, на момент проверки налоговый орган не имел полномочий по проведению подобных контрольных мероприятий; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ срока; постановление о назначении административного наказания вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Налоговая инспекция представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражает согласие с решением, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать Обществу в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в отзыве.
ООО "Джокер ХХI век", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в апелляционный суд не направило. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2007 года на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции от 03.12.2007 N 1203 налоговой инспекцией в игорном заведении - казино "Джокер бар",расположенном по адресу: г.Мурманск, ул.Щербакова,9 принадлежащем обществу, проведена проверка соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
По результатам проверки составлен Акт N 283 от 28.12.2007, в котором сделан вывод о том, что имеющиеся в игорном заведении кассы "не соответствуют единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий".
28 января 2008 года заместителем начальника Инспекции вынесено распоряжение N 75 о проведении проверки организатора азартных игр - ООО "Джокер ХХI век" по вопросу соблюдения Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N 441.
11 февраля 2008 года в казино "Джокер бар" составлен протокол осмотра, которым зафиксирован факт отсутствия в помещении кассы предприятия внутренней изготовленной в виде стальной решетки двери, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы, а также наличие в сейфе денежных средств в сумме 1 262 396 руб.
12 февраля 2008 года старшим государственным налоговым инспектором составлен протокол о N 15 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ, выразившемся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Постановлением от 5 марта 2008 года Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у налоговой инспекции полномочий по проведению проверки правомерно отклонен судом со ссылкой на вступившую в силу с 10.02.2008 Инструкцию о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 08.11.2007 N 100н.
Следует также отметить, что пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований. Пунктом 9 части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что в служебной зоне зала игровых автоматов должно находиться специально оборудованное помещение.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии у налоговой инспекции полномочий на проведение проверки апелляционной инстанцией отклоняется.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассу наличных денег сверх установленных лимитов.
Объектом содержащихся в названной статье правонарушений является порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассового обслуживания.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктом 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3.
В силу пункта 3 данного приложения для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
В соответствии с пунктом 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 441 (далее - Правила), организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что отсутствие в игорном заведении надлежаще оборудованной кассы свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных денежных средств независимо от совершения операций с наличными денежными средствами (наличия денежных средств) на момент выявления такого нарушения и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным вывод суда о том, что несоответствие кассы игорного заведения единым требованиям по технической укрепленности само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, признается апелляционной инстанцией ошибочным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае налоговый орган обнаружил не соответствие имеющейся в игорном заведении кассы требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий при проверке 28.12.2007, что отражено в Акте проверки. При этом не имеет значения, на предмет соблюдения каких норм и правил проводилась проверка.
Постановление о привлечении к административной ответственности за данное нарушение вынесено 05.03.2008, то есть в срок, превышающий два месяца со дня его обнаружения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 18 и 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч.2 ст.211 АПК РФ).
Следовательно, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, пунктами 1,2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 04 мая 2008 года по делу N А42-1318/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановлением Инспекции ФНС России по г.Мурманску от 05.03.2008 N 22 о назначении административного наказания ООО "Джокер ХХI век".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1318/2008
Истец: ООО "Джокер XXI век"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Мурманску