Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2008 г. N А56-49125/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Журавлевой О.Р., Кочеровой Л.И.,
при участии от закрытого акционерного общества "ТФЗ" Яковлевой Н.Н. (доверенность от 19.04.2007 N Д-058/7),
рассмотрев 21.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2008 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А56-49125/2007,
установил:
закрытое акционерное общество "ТФЗ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный, суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 22.08.2007 N 49 в части необоснованности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 497 802 руб. и об обязании Инспекции возместить 497 802 руб. НДС по налоговой декларации за декабрь 2006 года путем возврата указанной суммы налога на расчетный счет.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению подателя жалобы, НДС по налоговой ставке 0% по НДС облагаются услуги в отношении операций по погрузке, разгрузке и сопровождению вывозимых за пределы Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, независимо от заявленного таможенного режима при вывозе товаров или ввозе.
Инспекция считает, что взаимоотношения по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой, хранением и доставкой импортных грузов ЗАО "ТФЗ" с ЗАО "Северстальтранс", регулируются договором транспортной экспедиции от 20.10.2006 N 04055 и, соответственно, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, услуги подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Налоговый орган указывает на то, что применение к операциям по реализации услуг по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой, хранением и доставкой импортных грузов с применением ставки 18%, противоречит вышеназванной норме Налогового Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против доводов кассационной жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2006 года.
Основанием для признания налоговых вычетов Общества неправомерными, послужил вывод Инспекции о том, что счета - фактуры ЗАО "Северстальтранс" за услуги, связанные с организацией железнодорожной перевозки грузов, перевалкой груза, прочими услугами при перевалке груза на основании договора транспортной экспедиции от 20.10.2006 N 04055 в отношении импортированных на территорию Российской Федерации товаров, оформлены с нарушением положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ данные операции облагаются НДС по ставке 0 процентов.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 22.08.2007 N 49 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Пунктом 1 решения Обществу отказано в применении 532 567 руб. налоговых вычетов по НДС, пунктом 2 - отказано в возмещении 48 598 227 руб. НДС (как ранее возмещенного по результатам камеральной проверки).
Общество не согласилось с решением и оспорило его в арбитражный суд в заявленной части.
Суды, удовлетворяя требования заявителя, правомерно руководствовались следующим.
Как следует из материалов дела, Обществом (экспедитор) заключен с ЗАО "ТФЗ" (клиент) договор транспортной экспедиции N 04055 от 20.10.2006, согласно которому Общество обязуется по поручению ЗАО "ТФЗ" и за его счет организовать выполнение комплекса транспортно - экспедиционных услуг, связанных с перевозкой, хранением и доставкой грузов, в том числе оформление перевозочных и других документов, необходимых для осуществления перевозки импортных грузов, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на ЗАО "ТФЗ".
В соответствии с п.2.3.2 договора транспортной экспедиции от 20.10.2006 N 04055 клиент обязан возместить экспедитору все понесенные им расходы в интересах клиента. Сторонами 20.10.2006 подписано Приложение N 1 к договору транспортной экспедиции, в котором стороны согласовали условия организации перевозки хромовой руды. Пунктом 2 названного приложения установлено, что Клиент возмещает Экспедитору фактически начисленные железнодорожным перевозчиком (ОАО "РЖД") провозные платежи в полном объеме. Оплату оказанных услуг заявитель производил на основании выставленных счетов-фактур, в которых был выделен НДС по ставке 18 %.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложению НДС по ставке 0 процентов подлежат операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ,от 18.08.2004 N 102-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ).
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
При этом в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ идет речь об операциях реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Суды сделали правильный вывод, что приведенный в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, касается только тех работ (услуг), которые непосредственно связаны с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, облагаемых в силу Подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ по ставке 0 процентов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи.
При этом положениями статьи 164 НК РФ не предусмотрена возможность применения различных налоговых ставок (0 или 18 процентов) при выполнении (оказании) российскими организациями работ (услуг) в отношении одной и той же партии товаров, ввезенной на территорию Российской Федерации, в зависимости от проставления таможенными органами Российской Федерации на ТД штампа о выпуске этих товаров для свободного обращения.
Поэтому суды обоснованно признали вывод Инспекции о том, что частью второй подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено обложение НДС по ставке 0 процентов всех работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров без учета положений части первой подпункта 2 пункта 1 названной статьи Кодекса, ошибочным.
Из материалов дела следует, что товары, ввозимые клиентами Общества на территорию Российской Федерации, не помещались под таможенный режим свободной таможенной зоны, в связи с чем на выполненные транспортно - экспедиционные услуги на территории Российской Федерации действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не распространялось. Данные работы и услуги подлежали обложению НДС в общем порядке.
При таких обстоятельствах следует признать, что ЗАО "Северстальтранс" правомерно предъявило Обществу дополнительно к стоимости спорных работ 497 802 руб. НДС, включив эту сумму налога в счета-фактуры от 31.12.2006 N 2092, 2093, 2094, 2095 (том 1 листы дела 81- 87) НДС, и у Инспекции отсутствовали правовые основания для признания этих счетов - фактур в данной части оформленными с нарушением требований главы 21 Налогового кодекса Российской федерации.
Кроме того, суды обоснованно указали, что при принятии оспариваемого решения налоговым органом не учтено, что заявителем по договору от 20.10.2006 N 04055 экспедитору оплачена, в том числе, сумма НДС в отношении услуг по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы Российской Федерации, оказанных российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, а в отношении указанных услуг положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (налогообложение по налоговой ставке 0 процентов) не распространяются. Следовательно, Обществом правомерно оплачен НДС в отношении возмещаемых расходов экспедитора по доставке груза российским перевозчиком железнодорожным транспортом по налоговой ставке 18 %.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу N А56-49125/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г. N А56-49125/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника