Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 ноября 2008 г. N А56-4470/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при участии от Кингисеппской таможни Лучкина СМ. (доверенность от 07.11.2008 N 21), Высоцкой А.Н. (доверенность от 20.06.2008 N 11), от общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" Барскова А.А. (доверенность от 27.08.2008),
рассмотрев 10.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2008 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 (судьи Лопато И.Б., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) по делу N А56-4470/2008,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании бездействия Кингисеппской таможни, выразившегося в отказе 21.01.2008 принять документы при подаче грузовой таможенной декларации (далее - ГТД).
Решением суда от 05.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2008, требования общества удовлетворены, оспариваемое бездействие таможни признано незаконным.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права -положений статьи 63, пункта 2 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) от 25.04.2007 N 536 (далее - Приказ ФТС N 536). В обоснование своей правовой позиции податель жалобы указывает, что должностным лицом таможни, производившим проверку полномочий лица, подающего таможенную декларацию, запрошены оригиналы приказа о приеме на работу и трудового договора. В связи с отсутствием оригиналов документов у представителя декларанта принято решение об отказе в принятии таможенной декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 132 ТК РФ.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы жалобы, а представитель общества отклонил их. Представитель таможенного органа по вопросу суда пояснил, что не может сослаться на какие-либо доказательства, подтверждающие запрос у общества оригиналов документов (в той или иной форме до соответствующего отказа).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, представителем общества - Никитиным М.В. на Сланцевский таможенный пост 21.01.2008 подана грузовая таможенная декларация на товар, поступивший по книжке МДП N RX 55833581. В качестве документов, подтверждающих полномочия на совершение действий от имени общества, лицо, подающее ГТД, представило копию приказа о приеме на работу от 03.12.2007 N МСС00000020, копию трудового договора от 03.12.2007 N 14-К, доверенность от 05.12.2007 N 5/12-07/1 (сверена с оригиналом) на представление интересов общества в таможенных органах и совершение ряда действий (в том числе по предоставлению документов), подписанную генеральным директором общества и удостоверенную печатью заявителя. В описи документов к ГТД отражены основания отказа в принятии документов: документы, подтверждающие полномочия лица на совершение таможенных операций должным образом не заверены (пункт 2 статьи 132 ТК РФ). Не представлены оригиналы либо заверенные генеральным директором копии приказа о приеме на работу и трудового договора лица, уполномоченного на совершение таможенных операций. В той же описи к декларации перечислены документы, приложенные к ней и необходимые для ее принятия, в том числе указана копия паспорта лица, подающего декларацию.
Копии документов, подтверждающие полномочия лица на совершение таможенных операций заверены не только лицом, их подающим (Никитиным М.В.), но и заместителем генерального директора общества по правовым вопросам, уполномоченным заверять соответствующие копии на основании доверенности от 01.01.2008 N 008.
Довод таможенного органа о том, что у общества запрашивались оригиналы указанных документов, отклонен судом первой инстанции как бездоказательный. Этот же довод выдвигался таможенным органом в рамках апелляционного производства. Однако никаких доказательств в подтверждение запроса оригиналов документов (в устной либо иной форме до отказа принять документы) суду также не представлено.
Вместе с тем в возражениях на отзыв таможенного органа заявитель отметил, что ранее и позднее (подачи спорной ГТД) документы, которые ответчик считает "заверенными ненадлежащим образом", были приняты таможенным органом при оформлении товаров по другим ГТД (лист дела 38). Эти объяснения не оспорены таможенным органом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов двух инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, отвечают нормам материального права, Правилам доказывания и оценки доказательств, а равно принципу состязательности (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В силу пунктов 1 - 3 статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 63 ТК РФ документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему. Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.2003 N 1356, если товары, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, могут декларироваться таможенному органу, а также при условии отсутствия в отношении декларируемых товаров ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, уполномоченное должностное лицо в течение не более 30 минут с момента подачи таможенной декларации осуществляет согласно порядку, установленному иными нормативными правовыми актами ГТК России, проверку полномочий лица, подающего таможенную декларацию, которые подтверждаются следующими документами:
- паспортом или иным документом, удостоверяющим личность подающего таможенную декларацию;
- договором таможенного брокера (представителя) с декларантом, если таможенная декларация подается таможенным брокером (представителем);
- документом, подтверждающим, что лицо, подающее таможенную декларацию, является работником декларанта (трудовой договор, приказ о назначении на должность);
- доверенностью на совершение действий от имени декларанта, если таможенная декларация подается работником декларанта, либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации полномочия руководителя декларанта, если декларация подается руководителем декларанта.
Согласно пункту 2 приказа ФТС N 536 при представлении копий документов, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, заверенных согласно пункту 7 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный орган вправе проверить соответствие копий документов их оригиналам. При этом должностное лицо таможенного органа, осуществляющее операцию по таможенному оформлению товаров, на копии документа делает запись "Сверено с оригиналом", подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати. Оригиналы документов после сопоставления с копией возвращаются декларанту.
Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:
таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;
таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;
в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124 ТК РФ);
таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ;
в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации (пункт 2 статьи 132 ТК РФ).
Вместе с тем в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 2 и 3 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
В данном случае следует признать, что таможенный орган, располагая всеми процессуальными возможностями, не представил доказательств в обоснование оспариваемому бездействию. Реализация таможенным органом права проверить соответствие копий документов их оригиналам не подтверждена ни документально, ни иными средствами доказывания. Кроме того, применительно к спорной ситуации таможенный орган никак не обосновал "необходимость" проверки соответствия копий документов их оригиналам (пункт 7 статьи 63 ТК РФ). Следовательно, при наличии имеющихся материалов дела отказ принять документы у заявителя не может считаться обоснованным ни по праву, ни по факту. Оспариваемое бездействие правомерно расценено судами как нарушающее права и законные интересы заявителя, поскольку создает для него неоправданные препятствия при осуществлении экономической деятельности.
С учетом доводов жалобы оснований для переоценки доказательств, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 по делу N А56-4470/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кингисеппской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2008 г. N А56-4470/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника