Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 ноября 2008 г. N А56-26158/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бухарцева С.Н., Мунтян Л.Б.,
при участии от Северо-Западной оперативной таможни Силюковой О.Ю. (доверенность от 21.12.2007 N 04-20/10033), от Санкт-Петербургской таможни Шелегедо Ю.А. (доверенность от 10.10.2007 N 06-22/15035), от общества с ограниченной ответственностью "Регион" директора Коломенского А.А. (решение участника общества от 12.12.2007 N 9),
рассмотрев 30.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной оперативной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2008 (судья Баталова Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 (судьи Фокина Е.А., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-26158/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 20.04.2007 по делу об административном правонарушении N 10210000-1022/2006, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и решения Северо-Западной оперативной таможни (далее - СЗОТ) от 11.07.2007 N 10212/57ю/108А, принятого по жалобе на постановление таможни.
В суде первой инстанции заявитель отказался от требования об оспаривании постановления таможни от 20.04.2007 по делу об административном правонарушении N 10210000-1022/2006.
Определением от 28.11.2007 суд первой инстанции прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 29.02.2008 определение о прекращении производства по делу отменено. Вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (пункт 2 части 4 статьи 272 АПК РФ).
Решением от 22.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.08.2008, заявление общества удовлетворено. Решение СЗОТ от 11.07.2007 N 10212/57ю/108А признано недействительным.
В кассационной жалобе СЗОТ просит отменить решение от 22.05.2008 и постановление от 05.08.2008 и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверную судебную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, неполноту выяснения судами фактических обстоятельств дела. В нарушение требований статей 65 и 199 АПК РФ общество не доказало, что оспариваемое решение таможенного органа нарушает его права и законные интересы. Доводы жалобы в целом направлены на переоценку доказательств и проверку правильности применения судами правил доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, часть 4 статьи 210 АПК РФ). СЗОТ полагает, что в материалах дела содержатся доказательства состава вменяемого обществу правонарушения (часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ).
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители СЗОТ и таможни поддержали доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в июле 2006 года общество подало в таможню грузовую таможенную декларацию (ГТД) N 10210010/100706/0007523, согласно которой в таможенном режиме экспорта заявлены товары N 1 и 2 -пиловочник сосновый неокоренный, немаркированный, необработанный консервантами, немаркированный. В подтверждение соблюдения установленных ограничений одновременно с ГТД заявитель представил фитосанитарный сертификат от 05.07.2006 N 246780210050706106.
В ходе таможенного контроля таможня установила недействительность указанного сертификата, поскольку этот документ не оформлялся уполномоченным органом.
Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Постановлением таможни от 20.04.2007 заявитель признан виновным в совершении правонарушения Ему назначено административное наказание в виде 110 000 руб. штрафа. Таможенный орган посчитал что общество сознательно пренебрегло своими правами по установлению подлинности фитосанитарного сертификата (надлежащего получения).
Решением от 11.07.2007 N 10212/57ю/108А СЗОТ отказала обществу в удовлетворении жалобы на постановление таможенного органа.
Суды двух инстанций удовлетворили заявление общества, сделав вывод о том, что таможенными органами не доказана вина заявителя и состав вмененного ему правонарушения (части 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов относительно неполноты выяснения административными органами фактического основания для привлечения общества к административной ответственности соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Оснований для их переоценки не имеется, поскольку суды правильно применили правила доказывания и оценки доказательств.
Как указано в части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры, в частности, необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам
Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 13 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в частности, разрешений, лицензий, сертификатов и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом (статья 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений").
Товары группы 4403 "лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной, корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные" включены в Номенклатуру основной подкарантинной продукции (подкарантинных материалов, подкарантинных грузов) (товаров), ввоз которой на территории Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации допускается по разрешению органов Государственной службы карантина растений Российской Федерации (утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия 25.12.2001).
Объективную сторону административного правонарушения образует заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ).
При этом в примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ указано, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорный фитосанитарный сертификат от 05.07.2006 передан заявителю ООО "Лесной карантинный брокер" на основании договора возмездного оказания услуг от 30.08.2005 N 68. Сертификат выполнен на бланке установленного образца, на нем присутствуют все необходимые элементы защиты, оттиски печати, подпись уполномоченного должностного лица. Общество не имело реальной возможности проверить подлинность этого документа в пределах срока на подачу ГТД. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, таможенные органы не представили.
В данном случае таможенные органы не учли доводы заявителя о заключении договора от 30.08.2005 N 68 на основании приказа Россельхознадзора от 19.08.2005 N 110, а не по собственной инициативе. Однако эти доводы обоснованно приняты во внимание судом апелляционной инстанции в связи со сложившейся практикой получения сертификатов в спорный период.
В то же время материалами дела подтверждается, что ООО "Лесной карантинный брокер" обращалось в Управление Россельхознадзора 06.07.2006 по вопросу оформления фитосанитарных сертификатов для общества. Однако Управление Россельхознадзора прямо не указывает, что отказало ООО "Лесной карантинный брокер" в выдаче соответствующих сертификатов (дело об административном правонарушении; том II, лист 34).
Выводы судов о недоказанности состава вмененного обществу правонарушения основаны на правильной оценке доказательств, в их совокупности и взаимной связи, с учетом прямых и косвенных доказательств, их достоверности (части 2 и 3 статьи 71 АПК РФ).
Оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 по делу N А56-26158/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной оперативной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 ноября 2008 г. N А56-26158/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника