Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2008 г. N А56-51908/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июня 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,
при участии от Комитета финансов Санкт-Петербурга Рожковой Е.В. (доверенность от 08.02.2008 N 01-02/566), от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Максимова А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 16-18/14-111),
рассмотрев 28.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 по делу N А56-51908/2006 (судьи Шестакова М.А., Попова Н.М., Кашина Т.А.),
установил:
Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) от 08.11.2006 года N 402 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
В качестве заинтересованных лиц к участию в дело привлечены Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) и филиал N 12 Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 12).
Решением от 15.05.2007 (судья Спецакова Т.Е.) заявление удовлетворено. Производство по делу в отношении Филиала N 12 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением апелляционного суда от 10.12.2007 по делу назначена техническая экспертиза бланков листков нетрудоспособности, выданных Пешехоновой С.Н., производство по делу приостановлено до окончания производства экспертизы на основании пункта 1 статьи 144 АПК РФ до окончания производства экспертизы и получения судом экспертного заключения.
Определением апелляционного суда от 22.05.2008 производство по делу возобновлено.
Определением апелляционного суда от 30.06.2008 к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Уланская Светлана Николаевна (Пешехонова С.Н.)
Постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2008 решение от 15.05.2007 отменено. В части требований к Филиалу N 12 производство прекращено. В удовлетворении остальной части требований Комитета в отношении Отделения суд отказал.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит постановление от 01.08.2008 отменить, оставить в силе решение от 15.05.2007.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Отделения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2006 Фонд провел выездную проверку Комитета по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 29.09.2006 N 2111 "с/с" и вынесено решение от 08.11.2006 N 402 о непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование в сумме 18 020 руб. 47 коп., в том числе 6 834 руб. 31 коп. расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности работнице Пешехоновой С. Н. и 275 руб. 93 коп. расходов на выплату пособия работнице Васиной И.О. по уходу за больным ребенком. По мнению Фонда, при выплате пособия Пешехоновой С.Н. Комитет нарушил пункт 9 Положения "О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12.22.1984 N 13-6 (далее Положение N 13-6), пособия начислены по листкам нетрудоспособности (N 5003160 БИ и N 5003828 БИ), выданным не в установленном порядке (том 1, лист дела 18). При выплате пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком работнице Васиной И.О. (листок нетрудоспособности N 8303654 БП). В нарушение пункта 30 Положения N 13-6 пособие начислено с восьмого календарного дня "по стажу, а не 50 %" (том 1 лист дела 17).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 12.11.1984 N 13-6"
Не согласившись с решением Фонда в части непринятия к зачету в счет единого социального налога суммы расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности работницам Пешехоновой С.Н. и Васиной И.О., Комитет оспорил решение Фонда в арбитражный суд.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной трудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной трудоспособности в соответствии с федеральным законом. Поскольку в спорный период (с 01.01.2004 по 31.12.2005) такой закон принят не был, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование вопросов, связанных с выплатой пособия по обязательному социальному страхованию, оформление временной нетрудоспособности осуществлялись на основании Положения N 13-6 и Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 (далее - Основные условия).
Согласно пункту 9 Положения N 13-6 основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о Фонде), установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 Положения о Фонде расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 55 Основных условий предусмотрено, что расходы по выплате пособий, произведенные по неправильно оформленным документам, не принимаются к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет средств предприятия, учреждения и организации.
В соответствии с Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 22 от 09.03.2004, расходы на выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности осуществляются страхователями-работодателями. Согласно пункту 8.4 указанной Инструкции расходы, произведенные страхователями - плательщиками единого социального налога и не подтвержденные документами в установленном порядке, не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога.
Из приведенных выше правовых норм следует, что обязанность проверять правильность оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия и соответствие его требованиям действующего законодательства лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку у организации возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования.
Суд апелляционной инстанции установил, что листки нетрудоспособности серии БИ 5003160 и 5003828, предъявленные к оплате работницей Пешехоновой С.Н., не являются документами, подтверждающими наступление страховых случаев, так как они не выдавались тем лечебным учреждением, печать которого присутствует на них, и даже не числятся за этим лечебным учреждением, что документально подтверждается письмом ГУ СПб РО ФСС РФ N 01-26/06-12657 от 26.09.2006, письмом СПб ГУЗ "Городская поликлиника N 39" от 22.09.2006.
Указанные листки нетрудоспособности согласно заключению эксперта от 12.05.2008 N 17-4/08 изготовлены не типографским способом на полиграфических предприятиях Фабрики Гознака, и оттиски треугольных печатей с текстом "городская поликлиника N 39 Центрального района Санкт-Петербурга", оттиски прямоугольных штампов, треугольных печатей нанесены разными печатными формами по отношению к представленным в качестве сравнительного образца надлежащим образом выданным поликлиникой листкам.
Суд апелляционной инстанции учел, что в материалах дела имеются сведения о том, что Пешехонова С.Н. не обращалась в периоды, указанные в листках нетрудоспособности, за медицинской помощью в СПб ГУЗ "Городская поликлиника N 39".
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку листки нетрудоспособности серии БИ 5003160 и 5003828, предъявленные Пешехоновой С.Н., не являются документами, подтверждающими наступление страховых случаев; расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога (Комитетом) по ним, не подтверждены документами, то Фонд правомерно не принял их к зачету.
По эпизоду, связанному с непринятием 275 руб. 93 коп. расходов по выплате пособия работающей матера осуществлявшей уходу за больным ребенком до трех лет суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что указанное пособие выдается работающей матери с восьмого календарного дня в размере 50 % заработка независимо от непрерывного трудового стажа в связи со следующим.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20. 10.1987 N 1177 пункт 25 Основных условий был дополнен абзацем следующего содержания: "Пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдается за первые 7 календарных дней, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - за первые 10 календарных дней по нормам, предусмотренным подпунктами "а" - "г" настоящего пункта, и за период соответственно с 8-го по 14-й календарный день и с 11-го по 14-й календарный день -во всех случаях в размере 50 процентов заработка".
В дальнейшем в постановлении от 10.04.1990 N 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" Верховный Совет СССР обязал Совет Министров СССР совместно с ВЦСПС до 1 января 1991 года определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми - инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществить уход за ребенком.
Во исполнение указанного постановления Верховного Совета СССР Кабинет министров СССР принял постановление от 14.08.1991 N 601 "О порядке обеспечения в отдельных случаях пособиями по государственному социальному страхованию", в соответствии с которым установлены случаи выдачи больничных листков и пособий по временной нетрудоспособности работающим лицам, занятым уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, и одному из работающих родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, на весь период санаторного лечения ребенка (с учетом времени на проезд) при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ним. Указанным постановлением также внесены изменения в Особые условия.
В соответствии с абзацем 16 пункта 30 Положения N 13-6 пособие по уходу за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11-го по 14-й календарный день выдается в размере 50 процентов заработка независимо от непрерывного трудового стажа.
Нормы Положения N 13-6 разграничивают правила исчисления пособия по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком в возрасте до 3 лет и старше и при уходе за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет.
Так, согласно пункту 18 Положения N 13-6 в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, пособие может выдаваться работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком- инвалидом в возрасте до 16 лет. В данном случае пособие выдается за период освобождения от работы взрослого члена семьи из-за болезни матери и необходимости ухода за ребенком в связи с его инвалидностью или малолетним возрастом, а не в связи с болезнью ребенка. При исчислении пособия по временной нетрудоспособности в данном случае следует руководствоваться абзацем 17 (последний) пункта 30 Положения N 13-6, согласно которому пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида выдается по нормам, предусмотренным подпунктами "а" - "в" настоящего пункта. Соответственно, в таком случае сокращение размера пособия до 50 процентов заработка с 8-го или с 11-го дня не производится.
Аналогичная позиция содержится в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 6 декабря 2000 г. N 02-18/05-7922.
Таким образом, нормы 16 и 17 абзацев пункта 30 Положения N 13-6 регламентируют различные случаи исчисления пособий, иначе они являлись бы взаимоисключающими. Указанные положения не направлены на дискриминацию человека и гражданина в сфере охраны здоровья и не противоречат принципу равенства всех перед законом. Пособие по временной нетрудоспособности, введенное постановлением Кабинета Министров СССР от 14.08.1991 N 601 "О порядке обеспечения в отдельных случаях пособиями по государственному социальному страхованию", предусматривает лишь дополнительные социальные гарантии для семей, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, в случае невозможности осуществления ухода за ребенком матерью.
При таких обстоятельствах решение Фонда о неправомерности предъявленных Обществом к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных в отношении работниц Пешехоновой С.Н. и Васиной И.О. законно и обосновано.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции соответствует нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 по делу N А56-51908/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета финансов Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2008 г. N А56-51908/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника