г. Санкт-Петербург
01 августа 2008 г. |
Дело N А56-51908/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Поповой Н.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Какушкиной Д.Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 9473/2007) ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2007 года по делу N А56-51908/2006 (судья Спецакова Т.Е.), принятое
по заявлению Комитета финансов Санкт-Петербурга
к Государственному учреждению Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 12 ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования,
3-е лицо - Уланская Светлана Николаевна (Пешехонова С.Н.)
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Рожкова Е.В. по дов.от 08.02.08 г. N 01-02/566,
от ответчика : Писарева Е.В. по дов.от 09.01.08 г. N 16-18/14-133, Максимов А.В. по дов.от 09.01.08 г. N 16-18/14-111,
от 3-го лица: Рожкова Е.В. по дов.от 21.07.08 г.,
установил:
В арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратился Комитет Финансов СПб с иском к Государственному учреждению Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 12 ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования о признании частично недействительным Решения от 08.11.2006 года N 402 о непринятии к зачете расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Решением от 15 мая 2007 года требования Комитета Финансов СПб были удовлетворены. Производство по делу в отношении Филиала прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Государственное учреждение Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации направило апелляционную жалобу, в которой указало, что ГУ СПб РО ФСС РФ считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В части расходов по выплате пособий Пешехоновой С.Н. по временной нетрудоспособности в размере 6834.31 руб. данные расходы не могут быть приняты к зачету, как выплаченные по поддельным больничным листкам.
В части выплат по пособий по уходу за больным ребенком в сумме 275,93 руб. по больничным листкам Васиной И.О. по уходу за ребенком заявитель жалобы указал, что выводы суда не соответствуют нормам материального права, поскольку ссылка суда на ч.5 п.18 и ч.4 п.30 Положения N 13-6 не обоснованна, т.к. они применяются только для расчета пособия по временной нетрудоспособности работающим лицам, осуществляющим уход за здоровым ребенком до трех лет на период болезни матери (которая находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет) и не применяется для расчета пособия по временной нетрудоспособности для матери, осуществляющей уход за больным ребенком в возрасте до трех лет.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 года по делу была назначена техническая экспертиза бланков листков нетрудоспособности N N 5003160, 500382 серии БИ, выданные Пешехоновой С.Н. и производство по делу приостановлено.
Определением апелляционного суда от 22.05.2008 года производство по делу возобновлено в связи с получением заключения экспертов.
Выслушав в судебном заседании пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заключение эксперта, доводы жалобы, суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, по следующим основаниям.
По эпизоду оплаты пособия по листкам нетрудоспособности Пешехоновой
( впоследствии Уланской) С.Н.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенное с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Постановления Правительства РФ N 101 "О Фонде социального страхования РФ" от 12.02.1994 предусмотрено, что расходы по государственному социальному обеспечению, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются.
В соответствии с "Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ" N 22 от 09.03.2004, расходы на выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности осуществляются страхователями-работодателями. Согласно п. 8.4 указанной Инструкции расходы, произведенные страхователями - плательщиками единого социального налога и не подтвержденные документами в установленном порядке, не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога.
Пунктом 9 "Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" N 13-6 от 12.11.1984 (Положение N13-6) предусмотрено, что основанием для назначения пособия является выданный в установленном порядке больничный листок, документально подтверждающий наступление страхового случая, В силу п. 1 ст.22 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" также указано, что больничный лист также служит основанием для назначения и выплаты пособия.
Больничные листки серии БИ 5003160 и 5003828, предъявленные Пешехоновой С.Н., не являются документами, подтверждающими наступление страховых случаев, т.к. указанные больничные листки не выдавались тем лечебным учреждением, печать которого присутствует на них, и даже не числятся за этим лечебным учреждением, что документально подтверждается письмом ГУ СПб РО ФСС РФ N 01 -26/06-12657 от 26.09.2006, письмом СПб ГУЗ "Городская поликлиника N 39" от 22.09.2006.
Указанные листки нетрудоспособности, согласно заключению эксперта, изготовлены не типографским способом на полиграфических предприятиях Фабрики Гознака и оттиски треугольных печатей с текстом "городская поликлиника N 39 Центрального района Санкт-Петербурга", оттиски прямоугольных штампов, треугольных печатей нанесены разными печатными формами по отношению к представленным в качестве сравнительного образца надлежаще выданным поликлиникой листкам.
В соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденной приказом Фонда социального страхования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29.01.2004 N 18/29 исключительно в обязанности Фонда социального страхования РФ входит обеспечение изготовления бланков листков нетрудоспособности, получения их с предприятий-изготовителей, обеспечение медицинских организаций бланками листков нетрудоспособности и их учет.
В связи с этим Фонд располагает информацией о сериях и номерах бланков листков нетрудоспособности, получаемых с предприятия-изготовителя и выдаваемых медицинским организациям.
Представив суду дополнительные документы (копии накладных о получении бланков листков нетрудоспособности в 2004 году), Фонд подтвердил, что бланки серии БИ 5003160 и 5003828 с предприятия изготовителя не получались, а соответственно и не могли быть выданы ни одному медицинскому учреждению.
Кроме того, ГУ СПб РО ФСС запросил у СПб ГУЗ "Городская поликлиника N 39" информацию относительно получения бланков листков нетрудоспособности серии БИ 5003160 и 5003828 и выдачи их Пешехоновой С.Н. и получил ответ - N 407/09от 02.07.2007 г., что указанные бланки за данным лечебным учреждением не числятся, не получались и это подтверждается Копией книги получения бланков листков нетрудоспособности, а также ответ о том, что Пешехонова С.Н. не обращалась в периоды указанные в листках нетрудоспособности за медицинской помощью в СПб ГУЗ "Городская поликлиника N 39.
Все вышеуказанное свидетельствует о том, что рассматриваемые листки не выдавались данным лечебным учреждением и не являются документами, подтверждающими наступление страховых случаев.
Из изложенного следует, что ГУ СПб РО ФСС РФ правомерно указал по итогам камеральной проверки заявителю, что больничные листки серии БИ 5003160 и 5003828, предъявленные Пешехоновой С.Н., не являются документами, подтверждающими наступление страховых случаев, и расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога (заявителем) не подтверждены документами, не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога.
По эпизоду не принятия расходов по выплате пособий по уходу за больным ребенком в сумме 275,93 руб. суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В решении от 15.06.2007 судом неправильно применено толкование ч. 5 п.18 и ч. 4 п. 30 "Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" N 13-6, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. в соответствии с Основными условиями обеспечения, закрепленными в Постановлении Совета министров СССР и ВЦСПС N 191 от 23.02.1984 "О пособиях по государственному социальному страхованию" и
Постановлением Кабинета Министров СССР от 14.08.1991 N 601 "О порядке обеспечения в отдельных случаях пособиями по государственному социальному страхованию" внесены изменения в п. 18 и п. 25, а также изменения внесены в Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС N 191 от 23.02.1984 "О пособиях по государственному социальному страхованию" как в Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию так и, соответственно, в ч. 5 п.18 (условие назначения), и ч. 4 п. 30 (размер, при данном условии) Порядка обеспечения указанными пособиями, закрепленного в Положении N 13-6.
Согласно внесенным изменения, ч.5 п.18 и ч.4 п.30 Положения N 13-6 применяются только для расчета пособия по временной нетрудоспособности работающим лицам, осуществляющим уход за здоровым ребенком до трех лет на период болезни матери (которая находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет) и не применяется для расчета пособия по временной нетрудоспособности для матери, осуществляющей уход за больным ребенком в возрасте до трех лет.
Это же разъясняется письмом Фонда социального страхования РФ N 02-18/05-7922 от 06.12.2000 и подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2006 по делу N А44-1040/2006-8).
Пособие по уходу за ребенком до трех лет работающей матери с восьмого календарного дня выдается в размере 50 процентов заработка независимо от непрерывности трудового стажа в соответствии с ч. 4 п. 30 Положения N 13-6.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2007 года по делу N А56-51908/2006 отменить.
В части требований к Филиалу N 12 ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ производство по делу прекратить.
В удовлетворении остальной части требований Комитета Финансов Санкт-Петербурга к ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51908/2006
Истец: Комитет финансов Санкт-Петербурга
Ответчик: Филиал N 12 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Уланская Светлана Николаевна (Пешехонова С.Н.), ООО "Центр независимой профессиональной экспертизы "ПетроЭксперт-Северо-Запад", Государственное учреждение - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации