Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2008 г. N А56-46797/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирейковой Г.Г., Кравченко Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вторпром ЛТД" ген. директора Леонова В.М. (протокол от 01.07.2007),
рассмотрев 11.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторпром ЛТД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2008 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 (судьи Будылева М.В., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А56-46797/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вторпром ЛТД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный -суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, направленных.на преднамеренное банкротство Общества и подачу в связи с этим в суд заявления о признании несостоятельным (банкротом) по процедуре отсутствующего должника.
Решением от 16.04.2008 Обществу отказано в удовлетворении заявления, с Общества взыскано 2000 руб. государственной пошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает, что пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) не наделяет налоговые органы правом обращения в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) по процедуре отсутствующего должника.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Федеральная налоговая служба России в лице заместителя руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением от 01.06.2006 N 14-31/218.41 о признании Общества несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре как отсутствующего должника.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2008 по делу N А56-29178/2006 решение, которым Общество признано банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, и постановление апелляционной инстанции, оставившее решение без изменения, отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Считая действия ФНС незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку пришел к выводу, что отсутствуют условия, предусмотренные частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания оспариваемых действий незаконными. При этом суд указал, что сам по себе факт обращения ФНС в лице заместителя руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника не является нарушением прав и охраняемых интересов Общества. Право налогового органа на обращение в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника закреплено пунктом 1 статьи 11 Закона N 127-ФЗ.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проанализировав доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 127-ФЗ правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и конкурсные кредиторы.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение), служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Поскольку в данном случае с заявлением о признании Общества банкротом по процедуре отсутствующего должника обратилась ФНС в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, то есть уполномоченный орган, как предусмотрено пунктом 1 статьи 11 Закона N 127-ФЗ, основания для удовлетворения заявления отсутствуют. Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области действовала не как налоговый орган, а от имени уполномоченного органа. Таким образом, доводы подателя жалобы кассационная инстанция отклоняет.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А56-46797/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторпром ЛТД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. N А56-46797/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника